Кит Блок Salesforce.com
Кит Блок: «SAP – крупнейший в мире поставщик корпоративных приложений, и нам логично было бы ориентироваться именно на него». Источник: Salesforce.com

«Чтобы достигнуть этой цели, нам нужно разговаривать на языке конкретной отрасли, с которой мы имеем дело», – отметил президент и заместитель председателя совета директоров Salesforce.com Кит Блок.

Блок не один десяток лет ведал продажами в Oracle, и ему лучше многих других известно, как приспособить предлагаемое программное обеспечение к потребностям вертикальных рынков. Покинул компанию он в 2012 году после ряда критических замечаний в адрес президента Oracle Марка Херда, поводом для которых стал судебный иск, направленный Hewlett-Packard против Oracle.

В настоящее время Блок вместе с исполнительным вице-президентом Salesforce.com Вивеком Кундрой планирует деятельность компании на шести вертикальных рынках. Она должна представлять собой органическое сочетание инвестиций, укрепления партнерских отношений и потенциальных приобретений.

К рассматриваемым отраслям относятся сфера финансовых услуг и страховой бизнес, область здравоохранения и наук о жизни, розничная торговля и производство потребительских товаров, средства массовой информации и связи, государственный сектор, а также производство автомобилей.

Salesforce.com активно привлекает в свои ряды специалистов, обладающих богатым опытом работы в этих вертикальных отраслях. Недавно к ней присоединились бывший ИТ-директор Comcast Cable Энди Баэр, возглавивший направление средств массовой информации и связи, и экс-руководитель компании Gap Шелли Бранстен, которая теперь будет ведать направлением розничной торговли и потребительских товаров.

В каждой из отраслей Salesforce.com предстоит оценить относительную выгоду создания требуемого функционала своими силами, силами партнеров или путем приобретения специализированных компаний и принять оптимальное для себя решение.

Сегодня Salesforce.com поддерживает партнерские отношения со многими разработчиками бизнес-приложений. Одним из них является компания Veeva, которая сумела создать приложение CRM для клиентов, работающих в сфере наук о жизни, и запустить его на платформе Force.com, предлагаемой Salesforce.com.

«В большинстве же случаев Salesforce.com предпочитает обходиться без вертикальных решений, и это нравится ей гораздо больше, – отметил глава консультационной компании Constellation Research Рэй Вон. – На нынешнем этапе развития Salesforce.com клиенты стремятся идти дальше и настаивают на выполнении требований, специфичных для вертикальных отраслей».

Резонно предположить, что Salesforce.com сосредоточит основные усилия на сервисных, а не на производственных отраслях, ведь клиентов там гораздо больше, а продавать более дорогие и сопутствующие товары значительно проще.

Вертикальная стратегия Salesforce.com разрабатывается на протяжении уже нескольких месяцев, но только сейчас об этом решили объявить официально, а Блок упомянул о намерении потеснить на рынке SAP.

«Сейчас мы неплохо уживаемся с SAP, но клиенты все чаще просят предоставить им доступ ко всему богатству информации, имеющейся у них в распоряжении, – отметил Блок. – Продукты SAP относятся к старому компьютерному миру, в котором поставщик выдавал лицензию на право их использования во внутренней ИТ-среде клиента и придерживался модели извлечения доходов из последующей поддержки. Эта модель неповоротлива, как тяжелый авианосец, и ее трудно адаптировать к изменениям реалий сегодняшнего дня».

Аналогичную риторику в отношении SAP компания Salesforce.com использовала и в прошлом, в частности, представляя в 2011 году консультационные и интеграционные сервисы для «разблокирования» систем SAP и создания «социальных предприятий».

В 2013 году оборот SAP составил 16,82 млрд евро (23,15 млрд долл.), в то время как Salesforce.com в 2014 финансовом году, завершившемся 31 января, заработала 4,07 млрд долл.

В текущем финансовом году здесь рассчитывают довести объем продаж до 5,3 млрд долл. Но чтобы догнать SAP, компании предстоит пройти еще очень долгий путь. Если у Salesforce.com прибыли нет вообще, то SAP по итогам 2013 года отрапортовала о прибыли в размере 4,5 млрд евро.

Заявив, что в конечном итоге Salesforce.com станет крупнее SAP, Блок, впрочем, отказался назвать какие-то конкретные сроки.

Не ответил он и на вопрос о том, почему в Salesforce.com не говорят о стремлении обойти компанию Oracle, которая тоже является одним из лидеров рынка корпоративных приложений.

«SAP – крупнейший в мире поставщик корпоративных приложений, – только заметил Блок. – И нам логично было бы ориентироваться именно на него».

Реакция SAP последовала незамедлительно.

«Мы удерживаем за собой лидерство, потому что обладаем наиболее полным портфелем облачных решений, а клиенты хотят инноваций, которые были бы просты в потреблении и интегрированы с решениями, которые уже развернуты у них на своей территории, – заявила пресс-служба компании. – Поэтому мы можем похвастаться и самой крупной базой пользователей облачных корпоративных приложений. У SAP Cloud насчитывается свыше 35 млн клиентов».

Можно предположить, что вслед за комментариями Блока мы увидим очередную порцию инициатив и дисконтных программ Salesforce.com, направленных на переманивание клиентов SAP.