По мнению Андрея Вышлова, генерального директора представительства Symantec, ISTR – это просветительский проект компании, призванный выявить тенденции в сфере киберпреступлений и способствовать построению адекватной защиты. В частности, нынешний отчет, основанный на результатах анализа данных за 2013 год, отмечает качественные изменения в составе киберпреступлений.

Вырос «профессиональный уровень» атак. Так, в течение первых десяти месяцев прошлого года не наблюдалось относительно серьезных нападений, зато за оставшиеся месяцы количество утечек информации выросло на 62% по сравнению со всем 2012 годом. Было похищено 552 млн учетных записей, причем в восьми из десяти утечек было украдено более 10 млн записей (в 2012 году была обнаружена лишь одна утечка такого масштаба). Атаки долго готовятся и носят направленный характер — через небольшие компании злоумышленники проникают в крупные, активно применяют методы социальной инженерии, способствующие успеху активизации вложений в адресных рассылках. Объектами внимания преступников становятся личные помощники руководителей и PR-специалисты – злоумышленники используют этих людей как способ добраться до значимых персон компании. В целом рост количества направленных атак (кибершпионаж и кибепреступления) составил 91%.

Изменились также формы зарабатывания денег злоумышленниками, например в пять раз выросло число программ-вымогателей, шифрующих данные системы жертвы и за плату обещающих их восстановить. Резко выросло количество «запросов» от имени якобы правоохранительных органов на оплату штрафов за нарушения, которые объект атаки не совершал.

В 2013 году увеличилось число атак на такие социально значимые области, как здравоохранение, государственные учреждения и объекты образования (58% всех фактов утечек персональных данных), однако по объемам утечек лидируют сегменты розничных продаж, ПО и финансовые услуги (77% всех украденных записей). Скорее всего, в мире киберпреступности происходит отработка методов взлома, идет подготовка кадров и развертывание плацдармов для проведения DDoS-атак. Так, в прошлом году на 25% увеличилось количество зараженных сайтов, и, хотя новых методов заражения стало меньше, число атак на сайты выросло на 23% (568 тыс. в 2013 году против 464 тыс. в 2012-м).

В пользу версии плацдармов свидетельствует и рост числа атак на объекты, причисляемые к пространству Интернета вещей: бытовая техника, средства видеонаблюдения, медицинское оборудование, автомобили, маршрутизаторы домашних сетей и т. п. Отмечая факты успешного взлома видеокамер, медицинского оборудования и телевизоров, авторы отчета ISTR пока не могут объяснить мотивы атаки на Интернет вещей. Цели злоумышленников неясны, и можно, конечно посоветовать не хранить деньги в холодильниках, однако, скорее всего, речь идет о формировании конфигурации в режиме «с миру по капле трафика» – для организации DDoS-атак. Из множества небольших, плохо защищенных устройств (часто пользователи даже не меняют заводской пароль у маршрутизатора) можно составить ударную силу для атаки, причем обнаружить очаг нападения бывает затруднительно.

Изменился характер нападений на мобильные устройства; например число семейств атак для Android сократилось вдвое, однако увеличилось число разновидностей атак в семействе. На фоне роста популярности идей BYOD это не может не вызывать беспокойство, тем более что многие по-прежнему неряшливо относятся к защите своих мобильных устройств: на настольных системах пользователи удаляют подозрительные письма в два раза чаще, чем на мобильных устройствах; антивирусное решение также устанавливают вдвое больше, чем на мобильные системы; вдвое больше пользователей настольных систем избегает передачи критически важной информации по сети.

Внимание сообщества специалистов в области безопасности вполне обоснованно в прошлом году было сконцентрировано на кибершпионаже, однако конец 2013 года, по данным ISTR, стал напоминанием о последствиях киберпреступлений для бизнеса и рядовых пользователей, поэтому не случайно кибератаки вошли в десятку наиболее важных факторов, которые в ближайшее десятилетие потенциально способны нанести серьезный ущерб мировой экономике.