Виталий Фридлянд Fujitsu
Виталий Фридлянд: «Проникновение ИТ во все сферы будет настолько глубоким, что они станут незаметными, но незаменимыми, так же как электричество»

Изменения в ИТ-отрасли — и технологические, и рыночные — часто накапливаются незаметно, зато эффект от них превосходит первоначальные ожидания. Возможно поэтому н а московском форуме Fujitsu (см. «С 'двойки' на 'тройку'», Computerworld Россия, № 24, 2013) обсуждались не только вопросы развития бизнеса Fujitsu в России, но и пути развития информационных технологий в целом. Генеральный директор российского офиса Fujitsu Виталий Фридлянд полагает, что в ближайшее время рынок ИТ ждут большие перемены, связанные как с технологическими новшествами, так и с изменением значения ИТ в целом.

- Перемены на рынке — одна из самых популярных тем для обсуждения во все времена. Что сейчас меняется?

Самое главное — изменились заказчики, их уровень компетенции и требования. Вследствие этого стали другими и наши партнеры, которые с ними работают, а это повлекло прочие перемены. Fujitsu стала очень сервис-ориентированной. Мы в этом не оригинальны, разумеется, все наши крупные конкуренты переживают в том или ином виде похожие процессы, становятся поставщиками услуг, а не отдельных продуктов и решений.

Также важно, на мой взгляд, что сейчас мы находимся в состоянии перехода от «ИТ 2.0» к «ИТ 3.0». Условно говоря, «ИТ 2.0» — это стадия развития информационных технологий, на которой они существуют отдельно от обслуживаемых ими процессов. В рамках парадигмы «ИТ 3.0» технологии становятся неотделимыми от этих процессов.

Конечно, переход из одного состояния в другое происходит очень медленно, плавно, сами названия тоже условны.

Года через два-три можно будет говорить о переходе на следующую стадию, для которой, в частности, будет характерно прямое взаимодействие мозга с компьютером. Я называю это «ИТ 4.0», поскольку считаю, что внедрение таких интерфейсов приведет к революционным переменам.

- У Fujitsu есть какие-нибудь наработки в этом направлении?

У нас есть социальная инициатива, ставшая основой ряда проектов в Японии, Соединенных Штатах, Западной Европе, она связывает несколько слоев нового мира, в котором проникновение ИТ во все сферы будет настолько глубоким, что они станут незаметными, но незаменимыми, так же как электричество.

- В последнее время много говорится о важности «средних» клиентов, однако, похоже, крупнейшие российские интеграторы на деле пока не слишком заинтересованы этой темой...

Да, они пока не готовы работать на новых рынках, пока им хватает крупных заказчиков и госсектора. Однако только на них уповать нельзя. В любой отрасли — нефтяной, газовой может наступить кризис, подобный тому, что произошел в металлургии. И тогда единственное поле деятельности для интегратора — это средний и малый бизнес.

- А вы сами со «средними» интеграторами работаете?

Да. У нас сейчас около тысячи партнеров, около 300 — авторизованные. Это примерно в полтора раза больше, чем в 2012 году.

- Им нужны более простые решения?

Как правило, проект на 2 млн требует столько же внедренческих усилий, сколько проект на 200 тыс. Поэтому я бы сказал, что им нужны более просто объясняемые решения. Чтобы было легче объяснить заказчикам из малого и среднего бизнеса, зачем нужно внедрение той или иной ИТ-системы.

- Сейчас много говорят про облака и про то, что почти все сервисы можно получать оттуда. Нет ли впечатления, что малому и среднему бизнесу интеграторы не понадобятся, он, например, за небольшие деньги положит данные в облако Google или Amazon?

Я не верю в, так сказать, «гуглизацию». Клиенту гораздо проще хранить данные у локального системного интегратора и быть уверенным, что они находятся под его контролем, что ему будет кому предъявить претензии, если что-то выйдет из строя. Не говоря уже о юридических проблемах трансграничной передачи данных.

- Ну и положит клиент данные в облако крупного интегратора. Среднему-то что делать?

Всегда найдутся задачи по настройке, скажем, специфических продуктов. Крупные интеграторы за это браться не будут. Вполне возможно, что, взяв данные в облако, они передадут клиента со специфическими задачами на обслуживание более мелким партнерам.

- Еще один рынок, находящийся пока в тени, но который в Fujitsu считают перспективным, — ЖКХ...

В этой сфере в прошедшем году было осуществлено несколько знаковых, на мой взгляд, проектов, в 2014-м, я полагаю, будет реализовано еще несколько, и в 2015-2016 годах начнется настоящий бум в этой области.

- В 2009 году, вскоре после вступления в должность, вы говорили, что Fujitsu сможет предоставлять клиентам выгодные финансовые условия — дешевый кредит, рассрочку, лизинг. Насколько эти предложения оказались востребованы? Или кризис внес более существенные коррективы, чем казалось в 2009 году?

За прошедшее с тех пор время реализовано довольно большое количество проектов такого рода. Эти предложения были востребованы не только в период роста рынка до 2012 года, но и в ситуации кризиса 2013-го. На сегодняшний день эти условия весьма и весьма востребованы, особенно в тех проектах, где мы предоставляем различные услуги совместно с партнерами.

- Какова судьба запущенного в 2012 году производства персональных компьютеров Fujitsu в Обнинске?

Эти компьютеры выпускаются под конкретные проекты, которых достаточно много, так что производство не простаивает.

- В последние годы у российского Fujitsu продажи в корпоративном секторе росли намного быстрее, чем в пользовательском. Эта тенденция сохранилась? Каково сейчас соотношение доходов?

Да, эта тенденция сохранилась. Мы не комментируем цифры соотношения доходов, но я могу сказать, что корпоративный рынок сейчас доминирует в наших продажах. И тенденция не просто сохранилась, она превалирует. Мы ожидаем, что в 2014 году пользовательский рынок будет фоновым, а корпоративный сектор – основным для Fujitsu, в частности в России.