Сергей Железняк
Сергей Железняк: большинство цивилизованных стран давно избавилось от «мобильного рабства»

Услуга переносимости номера от одного оператора к другому (Mobile Number Portability, MNP), также именуемая «отменой мобильного рабства», должна быть введена 1 декабря, но телеком-операторы уже не раз предупреждали, что к этому сроку отдельные сервисы могут быть недоступны. 24 октября, за месяц с небольшим до окончания «рабства», председатель комитета Государственной думы по информационной политике и связи Алексей Митрофанов и заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк прокомментировали сложившуюся ситуацию.

Предусмотренный законом «О связи» срок введения услуги MNP изменен не будет, однако для операторов, не готовых подключить абонентов, пришедших к ним от конкурентов, Министерство связи и массовых коммуникаций предложило установить переходный период с 1 декабря 2013 года до 15 апреля 2014-го, в течение которого они вправе откладывать вступление договоров в силу. Железняк уверен, что более подготовленные операторы получат конкурентное преимущество, так как абоненты при выборе нового поставщика связи смогут выбрать именно их. Он заявил, что 1 декабря начнется реальная конкуренция между операторами сотовой связи за абонентов — клиенты больше не будут ничем связаны и начнут выбирать наиболее выгодное соотношение цены и качества, а также оценивать уровень клиентоориентированности участников рынка.

«Мобильное рабство» — рудимент абсолютно дикой экономики, заключил Железняк, большинство цивилизованных стран давно избавилось от него. Митрофанов в свою очередь упомянул, что в мире были случаи, когда услуга MNP запускалась одновременно с запуском рынка мобильной связи, в России же отрасли было дано время спокойно развиваться, без всяких ограничений. Сейчас маржинарность российских абонентов, по словам главы профильного комитета, выше, чем у европейских, поэтому пришло время подумать о качестве и интересах потребителя.

Несмотря ни на какие отсрочки, каждый оператор с 1 декабря обязан будет передать номер другой компании, если пользователь изъявит такое желание. В Госдуме рассматривается вопрос, связанный с ответственностью операторов за несвоевременное исполнение обязательств по переносимости номеров. Предложение, внесенное депутатами Сергеем Железняком и Леонидом Левиным, заключается в том, что оператор, который своевременно не передаст конкуренту номер абонента, пожелавшего его перенести, обязан обслуживать этого клиента бесплатно. Считается, что эта мера будет экономически стимулировать компании к исполнению закона, а клиенту, своевременно не получившему услугу, компенсирует неудобства. О возможных затратах операторов из-за введения этой меры не сообщалось, однако, как показывают результаты одного из социологических опросов, около 3 млн абонентов хотели бы воспользоваться услугой MNP в России, причем депутаты уточняют, что исследование проводилось до того, как сервис переноса номера начали рекламировать. Также Митрофанов отметил, что ни в одной стране, где вводилась услуга MNP, прогноз не оправдывался – спрос мог оказаться как намного выше рассчитанного, так и ниже. Кроме того, следует уточнить, что срок, в течение которого оператор должен передать по желанию абонента номер, сейчас только обсуждается и будет закреплен постановлением правительства до 1 декабря. Наиболее вероятным депутаты назвали срок в восемь дней. В законе также предусмотрена возможность оператору взимать плату за переход абонента, но она не может превышать 100 руб.

Представленная инициатива вызывает некоторое недоумение, так как в обязанности оператора, от которого абонент уходит, по сути, требуется только вычеркнуть его номер из своей клиентской базы. «Принимающая» же сторона, судя по всему, может начать обслуживание перешедших абонентов с 15 марта, обосновав это собственной неготовностью. При этом единственная опасность, с которой она столкнется, — «потеря конкурентоспособности», то есть за это время к ней не будут переходить клиенты от конкурентов. Мобильные операторы зачастую объясняли свое желание передвинуть сроки переноса номера неготовностью нормативной базы, в соответствии с которой должен работать сервис MNP. Депутаты признали, что некоторые нормы еще прорабатываются, но заверили, что они будут приняты к моменту вступления закона в силу. Кроме того, Железняк обратил внимание, что технологические вопросы, связанные с сервисом MNP, решены во всех странах, где эта услуга действует. И отечественные операторы, работающие в этих странах, разумеется, предоставляют на этих рынках соответствующую услугу.