Олег Вайнберг BV-Group
Олег Вайнберг: «Лучшие практики, о которых заявляют разработчики ERP, позволяют подтянуть неудачника до середняка, но не середняка до лидера»

Участники форума ИТ-директоров Северо-Запада на этот раз обсудили развитие информационных технологий в третьем тысячелетии, немного поспорили о возможной смерти ERP и подняли новую для сообщества тему — маркетинг и аудит ИТ-службы.

В программу не только были включены уже обычные для «Белых ночей» вопросы — облачные и беспроводные технологии, корпоративные порталы и сети, управление ИТ-услугами, но осуществлялись попытки заглянуть хотя бы в обозримое будущее этой области. Не случайно президент SPb CIO Club Максим Белоусов, открывая конгресс, пошутил: «Интересно, как будут развиваться ИТ в ближайшее тысячелетие, хотя мы и проживем только лет 100-120». Конечно, увидеть 3013 год или даже конец XXI века на прошедшем форуме не удалось. Однако спикеры пытались посмотреть хотя бы лет на десять вперед.

Говоря о будущем, Андрей Годунов, директор по ИТ компании «ВымпелКом», напомнил, что к 2020 году к Глобальной сети будет подключено примерно 50 млрд устройств (вероятно, согласно прогнозу Ericsson). Поэтому проводной и беспроводной Интернет во многом будет определять эффективность усилий при решении разнообразных задач.

«В последние годы выяснилось, что во время военных конфликтов маленькие подразделения, которые обмениваются между собой информацией в Сети, действуют раза в два эффективнее, чем единое соединение при одинаковой совокупной численности. Современные технологии, в частности, позволяют оперативно обмениваться разведывательной информацией и перепроверять ее», — рассказал Годунов. Бизнесу, вероятно, также нужно идти по этому пути.

В то же время, судя по словам менеджера «ВымпелКома», операторы сотовой связи если и воевали друг с другом за клиентов, то в последнее время вынуждены сесть за стол переговоров. Дело в том, что трафик мобильного Интернета растет ежегодно в два раза, а доходы от предоставления доступа по 3G и 4G — только на 10-20%. Таким образом, вложения в сетевую инфраструктуру растут быстрее, чем получаемая от них дополнительная выручка. Однако Годунов поспешил успокоить участников CIO Congress: «Коллапса, который мог бы быть при таких тенденциях, не произойдет, поскольку операторы сотовой связи будут строить инфраструктуру совместно».

Со знаниями и за знаниями

Выступление Терри Уайта, который был представлен как ИТ-гуру из ЮАР, показало, что за рубежом обсуждают примерно те же вопросы, что и на обычных ежемесячных заседаниях петербургского клуба ИТ-директоров. Тем более что южноафриканский спикер частично повторял содержание своей книги «Чего хочет бизнес от ИT», которая уже несколько лет назад была переведена на русский язык.

Однако Уайт и не претендовал на статус учителя. «Россия в мировом рейтинге использования ИТ поднялась и теперь выше ЮАР, которая, наоборот, опустилась. Значит, это я должен у вас учиться», — заявил Уайт. Тем не менее в конце мероприятия он провел мастер-класс по теме «Три роли ИТ» по мотивам своей книги.

Не родившееся не умрет

С тем, что ERP ждет скорая смерть, не согласился генеральный директор компании BV-Group Олег Вайнберг — просто потому, что умереть может только то, что родилось. Он проанализировал информацию о множестве осуществленных проектов и выяснил, что в реальном мире единой системы, которая покрывала бы все вопросы автоматизации предприятия, нет. «Большая часть задач, как правило, решается вне внедренной так называемой ERP. Иногда даже, что удивительно, автоматизация финансового планирования обеспечена другим решением», — говорит Вайнберг.

«Лучшие практики, о которых заявляют разработчики ERP, это всего лишь маркетинг. Все, что заложено даже в самые передовые такие системы, позволяет подтянуть неудачника до середняка, но не середняка до лидера. Никто конкурентными преимуществами не делится», — пришел к выводу Вайнберг.

В связи с тем что внедрение не только ERP, но и любых ИТ касается почти всех сотрудников предприятия, ИТ-службе в отличие от других структурных единиц нужно заниматься внутрикорпоративным маркетингом для понимания нужд пользователей и донесения до них необходимой информации. Коммуникациям ИТ-менеджеров с руководством и коллективом были посвящены различные мероприятия петербургского клуба ИТ-директоров, но, пожалуй, впервые обсуждение этой темы прошло в терминах традиционного маркетинга.