Переход коммерческих ЦОД
На волне интереса к облачным сервисам коммерческие дата-центры адаптируют свои бизнес-модели к новым запросам корпоративных заказчиков

На волне интереса к облачным сервисам коммерческие дата-центры адаптируют свои бизнес-модели к новым запросам корпоративных заказчиков. Как выяснилось, сценарии перехода ЦОД от предоставления простых услуг аренды площадей для размещения ИТ-оборудования (colocation) к сервисам IaaS, SaaS и PaaS могут быть разными.

Большинство компаний запускают облачные сервисы, постепенно расширяя их ассортимент, о чем, например, сообщил Михаил Воронков, менеджер и технический консультант Linxdatacenter: «В настоящее время мы предоставляем российским заказчикам облачные сервисы уровня инфраструктуры — LinxCloud (IaaS); сервисы Backup as a Service, а также предлагаем в аренду программное обеспечение Microsoft по модели Services Provider Licensing Agreement. В планах — развертывание каталога сервисов PaaS на базе решений ведущих поставщиков корпоративного программного обеспечения, имеющих программы, аналогичные Microsoft SPLA. Что касается SaaS, то мы ищем способы взаимодействия и готовы активно сотрудничать с поставщиками бизнес-решений, предоставляя им ЦОД и вычислительную платформу для развертывания их продуктов и услуг».

Плавный характер развития облачной бизнес-модели в Linxdatacenter и ее старт на облачный рынок именно с IaaS Воронков объясняет так: «Переход к облачной модели в нашей компании — следствие органичного развития и удовлетворения запросов со стороны наших клиентов. Вместе с тем надо понимать, что коммерческий ЦОД — это инфраструктурный проект, один из ключевых показателей которого — выручка на квадратный метр технологической площади. При этом площадь — ограниченный ресурс не только для Linxdatacenter, но и для рынка в целом. Поэтому для нас запуск IaaS — логичный шаг по повышению коммерческих показателей в будущем».

С инфраструктурных сервисов начинала свой облачный бизнес и компания «Крок». Как сообщил Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений, их первой облачным сервисом было предоставление в аренду инфраструктуры. Во многом такой старт в «Кроке» объясняют меньшей чувствительностью потребителей инфраструктурных сервисов к вопросам информационной безопасности.

«По мере привыкания рынка к облакам психологические барьеры и недоверие со стороны заказчиков к облачным услугам исчезают. Становятся востребованными SaaS и BaaS — резервное копирование как услуга. Причем к SaaS относятся и инфраструктурные программные решения, такие как электронная почта, документооборот и пр., и прикладные приложения, например, для логистики. Дальше мы будем развивать тему катастрофоустойчивости – сейчас учимся резервировать ЦОД заказчика своим облаком. Также мы работаем над тем, чтобы в качестве стандартной услуги предоставлять расширенные сервисы информационной безопасности на базе сертифицированных в России средств. Конечно, в облаках уже сейчас функционируют стандартные средства обеспечения безопасности, но многим заказчикам нужно большее», — говорит Заединов.

О постепенном росте спроса на облачные сервисы коммерческих ЦОД свидетельствует и опыт прибалтийских коллег. Гедрюс Калибатас, директор департамента корпоративных клиентов компании «Hostex BDC группа» (оператор семи собственных дата-центров на территории Литвы), отмечает: «Наши традиционные клиенты – финансовые компании, телекоммуникационные корпорации, предприятия торговли и производственного сектора – широко используют colocation, но в последнее время произошли изменения в структуре спроса на услуги. Крупные компании идут по пути применения решений Private Cloud и Hybrid Cloud на базе собственных инфраструктур или арендованных вычислительных мощностей в коммерческих дата-центрах».

SaaS — для маленьких

Между тем главным двигателем рынка коммерческих облачных сервисов, как считают некоторые эксперты, являются малые и средние предприятия. Этим фактом также отчасти объясняется плавность перехода дата-центров к облачной бизнес-модели. Ведь потребности небольших компаний в облачных вычислениях сложнопредсказуемы (как и их бизнес), хотя и очень динамично развиваются.

«Представители малого бизнеса быстрее принимают решения в пользу инновационных услуг. Например, уже сейчас мы видим, что основной рынок формируют публичные сервисы SaaS. Такая модель интересна прежде всего малому бизнесу, который стремится быстро получить необходимый в работе инструмент без дополнительных затрат на расширение или создание своей ИТ-инфраструктуры. На данный момент 'Hostex BDC группа' предлагает такие облачные сервисы, как: Microsoft Exchange (SaaS), VMware Cloud (IaaS) для частных, публичных и гибридных структур, Storage as a Service, Video Streeming as a Service. Если говорить о перспективе развития, то уже осенью 2013 года мы сможем предложить компаниям из России и других стран СНГ облачные решения на базе платформы OpenStack и сервисы Disaster Recovery as a Srervice и Remote Backup», — заявил Калибатас.

На рынке также присутствуют игроки, сделавшие быстрый и решительный шаг в мир облачных сервисов. Алексей Севастьянов, заместитель генерального директора DataLine, сообщил: «С самого начала наша компания стала предоставлять два основных типа облачных сервисов – IaaS и SaaS, при этом доля IaaS была и остается превалирующей». Он объясняет такую особенность наличием двух факторов. Во-первых, заказчики переносят в облачную инфраструктуру уже имеющиеся у них приложения и, по сути, просто меняют физические серверы на виртуальные. Во-вторых, количество реальных сервисов, предоставляемых по модели SaaS, в России еще слишком мало и пока не может стать значительным, то есть привлекательным для сервис-провайдера сектором рынка.

«По модели SaaS мы традиционно предоставляем услуги электронной почты на базе Microsoft Exchange. Постепенно к ним добавились услуги по направлениям Microsoft Lync, Microsoft SharePoint, хостинга '1С' и приложений SAP», — подчеркнул Севастьянов.

Платформа для всех

Практически все коммерческие ЦОД при формировании своего облачного портфеля используют платформенные решения лидеров мирового ИТ-рынка. А учитывая тот факт, что распространение сервисов многие начинали с IaaS, наиболее востребованным на рынке решением для их развертывания стала платформа VMware.

«В качестве облачной платформы для IaaS мы в DataLine традиционно используем решение VMware, являясь крупнейшим сервис-провайдером этой платформы в Восточной Европе. В ближайшем будущем мы планируем развернуть еще одно облако на базе Microsoft System Center/Hyper-V», — сообщил Севастьянов.

Аналогичного подхода придерживаются в компании Safedata, основными клиентами которой являются крупные компании и финансовые учреждения. Они предъявляют очень строгие требования к надежности функционирования информационной инфраструктуры.

«Наши облачные решения ориентированы именно на таких клиентов, поэтому мы используем в своих решениях платформу VMware. Мы также активизируем продажи облачной инфраструктуры, сотрудничая с крупнейшей сервисной корпорацией Maykor. В результате этого сотрудничества создана компания Enspace, которая не только предлагает облачные решения различного уровня реализации (IaaS, PaaS, SaaS), но и осуществляет обслуживание и поддержку этих решений в федеральном масштабе», — сообщил Павел Каплунов, председатель совета директоров Safedata.

Схожим образом поступают и в Linxdatacenter. «Так как основные наши заказчики – средний и крупный бизнес и поставщики информационных услуг, то при проектировании и запуске облачных сервисов мы особое внимание обращаем на безопасность и обеспечение простого перехода к облакам. Именно поэтому в качестве платформы виртуализации нами было выбрано решение VMware, а на уровне инфраструктуры используется архитектура FlexPod NetApp и Cisco, реализующая рекомендации Cisco Secure Multi-Tenancy. Корпоративные ИТ-службы, как правило, знакомы с данным решениями и доверяют им», — замечает Воронков.

Об использовании платформенного решения VMware сообщила и «Hostex BDC группа».

Интересно, что для запуска облачных сервисов компаниям, ранее сконцентрированным на предоставлении услуг colocation, не потребовалось серьезно модернизировать инженерную и вычислительную среду в своих ЦОД. Как отметили в Linxdatacenter, инженерная инфраструктура их ЦОД соответствует требованиям стандартов TIA и Uptime Institute, поэтому каких-либо серьезных изменений в системы жизнеобеспечения вносить не пришлось. А если говорить о вычислительной инфраструктуре ЦОД, существовавшей до начала проекта по запуску сервисов IaaS, то в нее были внесены некоторые изменения, в основном они касались ядра сети ЦОД, где было реализовано отказоустойчивое высокопроизводительное решение на базе продуктов Cisco Nexus.

«Не секрет, что виртуализация предъявляет довольно высокие требования именно к сетевой части. Мы заложили хорошую основу для масштабирования решения в будущем», — говорит Воронков.

Ассортимент — не главное

В ходе опроса представителей коммерческих ЦОД мы пытались выяснить: меняется ли характер спроса на облачные сервисы по мере расширения их ассортимента? И большинство респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

«Пожалуй, структура спроса остается практически неизменной, несмотря на расширение ассортимента. Мы наблюдаем со стороны наших заказчиков увеличение спроса на сопутствующие облачным сервисам услуги. В первую очередь это касается администрирования ИТ-систем и их отдельных элементов, таких как операционные системы, СУБД и прикладное ПО», — сообщил Севастьянов.

Заединов солидарен с этой точкой зрения: «Мы видим, что спрос растет. Например, по итогам 2012 года оборот компании «Крок», приходящийся на IaaS, вырос в пять раз по отношению к предыдущему рабочему сезону. Нынешний год начался довольно бурно, и этот рост продолжился. Однако связи между спросом и расширением ассортимента мы не видим. Нельзя забывать о том, что бизнес-приложения, даже в режиме SaaS, не продвигаются в виде стандартной 'коробки'. Спрос растет не из-за того, что расширяется ассортимент сервисов, а из-за того, что у заказчиков появляются потребности в тех или иных облачных решениях».

Тарифы в один ряд

Компании, реализующие разные бизнес-модели, одинаково подходят к формированию тарифов на свои облачные сервисы.

Как сообщили в DataLine, себестоимость их облачных сервисов формируется из нескольких составляющих. Во-первых, поставщику сервисов необходимо закупить оборудование — серверы, коммуникационные средства, системы хранения данных и соответствующие им продукты класса ServicePack. Расходы на оборудование потом войдут в цену облачного сервиса. В нее также закладываются расходы на размещение данного оборудования в ЦОД, и чем надежнее дата-центр, тем внушительнее эта статья расходов. Входит в цену облачного сервиса и стоимость лицензий на платформенное ПО виртуализации (для IaaS), а также на операционные системы, СУБД и прикладное ПО (для SaaS). Затем поставщику сервисов необходимо обеспечить резерв физической инфраструктуры по мощности с целью нивелирования пиковых нагрузок. К примеру, в DataLine этот резерв составляет минимум 30% совокупной мощности, используемой в настоящий момент времени. Затраты на формирование резерва также лягут на плечи пользователей облачных сервисов. Разумеется, в тариф будут включены трудозатраты инженеров по виртуализации, операционным системам, СУБД, прикладному ПО, стоимость круглосуточной поддержки, общие и административные расходы. Наконец, оборотные средства тоже имеют свою цену — они должны быть учтены в тарифе исходя из банковской процентной ставки и уровня инфляции.

Аналогичный порядок формирования расценок существует и в «Крок», где за основу берется похожий набор составляющих себестоимости. Ее структура формируется из арендной платы за пользование дата-центром, капитальных затрат на строительство облака, а также из эксплуатационных расходов на обслуживающий персонал и внешние ресурсы, такие как электроэнергия, вода (используемая для охлаждения), сервисные договоры с производителями компонентов как облака, так и дата-центра.

Хотя перечень затратных статей у сервис-провайдеров примерно одинаковый, удельные объемы расходов по ряду причин могут значительно различаться, поэтому участники опроса подтвердили, что отслеживают предложения друг друга, контролируют сложившийся уровень цен и соотносят свои предложения для конечных пользователей с текущей ситуацией на рынке.

Особый подход

Среди участников рынка облачных сервисов есть компании с особенным взглядом на формирование оптимальной бизнес-модели. К примеру, «Крок» — не только владелец коммерческих дата-центров, но и системный интегратор, причем последняя специализация является для компании основной. В этой связи Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений «Крок», отмечает: «Развитие нашей бизнес-модели идет в сторону системной интеграции, но в режиме услуги, когда то или иное решение разрабатывается и настраивается под нужды конкретного заказчика. За счет того, что это облачное решение, которое воспроизводится на нашей площадке силами наших инженеров, оно реализуется быстрее, удобнее и даже в некоторых случаях дешевле, чем если бы заказчик делал это самостоятельно».

Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании Caravan, вообще считает, что предоставление облачных сервисов и услуги ЦОД – по сути два различных класса услуг: «Данные направления бизнеса существуют параллельно. Между ними нет логистической связи. Например, компании, которые предлагают облачные сервисы, могут не иметь собственных дата-центров. Поэтому нет смысла говорить о переходе от сервиса ЦОД к предоставлению облачных услуг. Это две самостоятельные бизнес-модели». В телекоммуникационной компании Caravan эти направления развиваются параллельно.

Услуги ЦОД и облачные сервисы также имеют разные тенденции развития, убежден Касьяненко. Он заявил по этому поводу: «Ключевой тенденцией для рынка услуг дата-центров является повышение «сервисности». Это выражается в том, что компании стремятся предоставить как можно большее количество услуг клиентам, заинтересованным в аренде инженерной инфраструктуры. Это и сложные инсталляции, осуществляемые силами персонала ЦОД, и услуги комплексного мониторинга, и другие сервисы, которые сегодня принято называть Management Services. Соответственно, современный рынок облачных сервисов развивается в двух основных направлениях: это услуги виртуальных АТС и услуги предоставления виртуальных машин из облака, из которых виртуальная АТС исторически появилась намного раньше». В компании Caravan облачные сервисы также развиваются в этих двух направлениях. Прочную позицию занимает предоставление в аренду виртуальных АТС.