Андрей Буланов, «Ростелеком»
Как заявил Андрей Буланов, через портал госуслуг можно даже обжаловать выставленные счета за услуги ЖКХ

Сейчас к порталу подключено пять банков, через которые услуги можно оплатить, и более 40 компаний — поставщиков услуг. На текущий момент сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Ярославле, Воронеже, Сочи и некоторых других городах. «Хотя формально коммунальные и телекоммуникационные услуги не являются государственными, но они социально значимы, поэтому мы решили добавить их на сайт», — пояснил Андрей Буланов, руководитель направления отдела реализации проектов «Ростелекома». Кстати, и сам «Ростелеком» входит в число поставщиков таких услуг и принимает через портал оплату за междугородную телефонную связь.

Cобственно портал госуслуг не участвует в переводе денег — оплата производится с помощью финансовых инструментов банков, подключившихся к проекту. На текущий момент банки принимают оплату по пластиковой карте, с помощью SMS со счета мобильного оператора и через электронный кошелек платежных терминалов. Сервис «Ростелекома» передает поставщикам услуг показания счетчиков абонентов, а банкам — реквизиты получателей и суммы переводов. У пользователя появляется возможность собрать в личном кабинете портала госуслуг все счета, проверить свою задолженность перед коммунальными службами и погасить ее удобным способом.

В технологическом плане представленная платежная система организована на базе набора стандартов веб-сервисов и передаче XML-документов. В ходе реализации проекта были разработаны специальные форматы обмена данными, которые позволяют банковским системам и биллинговым центрам коммуникационных служб обмениваться данными, необходимыми для проведения транзакции. Чтобы подключиться к этой системе, банку или поставщику коммунальных услуг достаточно реализовать поддержку соответствующего веб-сервиса, инструкцию по которому можно получить у «Ростелекома». Впрочем, вполне возможно, что многочисленным ТСЖ и управляющим компаниям не придется самостоятельно реализовывать эти сервисы — это сделают за них разработчики программного обеспечения. В частности, компания «Чип-Н», которая автоматизировала московские ЕИРЦ, планирует выпустить новую версию своего ПО для автоматизации ТСЖ и управляющих компаний, где будет реализована поддержка соответствующих веб-сервисов.

Для банков подключение к системе выгодно, поскольку сулит расширение спектра предлагаемых услуг и увеличение оборота. Комиссию по коммунальным платежам вряд ли удастся поднять выше 2%, но коммунальные платежи по своей природе регулярны и объемны. В частности, общая сумма платежей за услуги ЖКХ по всей России оценивается в 1,5 трлн руб. в год. Но большинство платежей осуществляется через Сбербанк, поэтому другим коммерческим банкам, подключившимся к порталу госуслуг, вероятно, удастся перенаправить часть этого денежного потока на себя.

Для коммунальных служб альтернативные электронные формы оплаты являются средством снижения расходов на печать счетов, их доставку и учет. Например, Павел Остроушко, начальник управления по работе с социальными потребителями «Газпром Межрегионгаз», объявил, что его компания обслуживает более 30 млн абонентов и тратит только на печать и доставку счетов около 2 млрд руб. в год.

Портал госуслуг со временем будет выполнять в том числе и роль архива, в котором клиенты смогут получить данные о совершенных платежах в случае спорных ситуаций.