Джанфранко Лянчи, Lenovo
Джанфранко Лянчи полагает, что в течение двух лет Lenovo станет лидером российского рынка

В середине сентября Джанфранко Лянчи, старший вице-президент Lenovo и ее президент в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, посетил Москву, где объявил о намерении компании выйти на рынок смартфонов (см. «Первые после Поднебесной», Computerworld Россия, 24 сентября 2012). О планах компании на российском и мировом рынках Лянчи рассказал в интервью Computerworld Россия.

- Какова была цель вашего визита, помимо анонса смартфонов?

Конечно, целей несколько. Мы хотим разобраться, как вести бизнес в такой большой стране, как Россия, как добиться успеха на местном рынке. Россия — одна из стран, которым мы уделяем особое внимание, поскольку это один из крупнейших рынков персональных компьютеров в мире. И наша продукция начинает пользоваться здесь значительным успехом: начав почти с нулевой доли рынка в 2008 году, в последнем квартале 2012-го, меньше чем за три года, мы достигли 11% и заняли четвертое место. У нас очень амбициозные планы, мы собираемся стать номером один в России как можно скорее. Ориентировочно в предстоящие три года.

Но и анонс смартфонов, несомненно, важен. Россия — одна из пяти стран, где мы анонсируем эти устройства. Впервые за пределами Китая.

- Какая доля ваших общемировых продаж приходится на Россию?

Я не могу раскрывать эту информацию. Скажу лишь, что Россия — один из наших крупнейших источников доходов.

- Две крупнейшие телекоммуникационные китайские компании, ZTE и Huawei, тоже предлагают смартфоны. Считаете ли вы их своими основными конкурентами или кого-то еще?

Думаю, все крупные игроки — наши конкуренты. Мы не ориентируемся на борьбу с кем-то конкретным. Когда вы выходите на новый рынок и хотите попасть в пятерку лучших за три года, вам предстоит непростая борьба.

- До Lenovo вы работали в Acer. Что вы можете сказать о различиях между этими двумя компаниями?

Между ними масса различий. У Lenovo мощный корпоративный бизнес и растущий потребительский. У нас крупная клиентская база в Китае, мы номер один в этой стране, являющейся самым большим рынком ПК мира, наша доля здесь более 35%.

Acer — совсем другое дело, эта компания прежде всего ориентируется на потребителя. Это крупный производитель ПК, но не для корпоративного рынка. Еще одно серьезное отличие, на мой взгляд, в стратегии. Если говорить о Lenovo, мы занимаемся не только ПК, но и многими другими платформами, мы называем свою стратегию PC Plus, включая в это понятие все устройства, с экранами любых размеров, — смартфоны, ноутбуки, планшеты, «трансформеры», настольные компьютеры, даже телевизоры. В Acer же предпочли придерживаться пути ПК; я в свое время пытался подтолкнуть компанию в новом направлении, но там не хотели выходить за привычные рамки.

Однако, если вы хотите победить, сегодня нужно играть во всех сегментах, а не только на рынке настольных ПК и ноутбуков. Кроме того, я думаю, что Lenovo — это по-настоящему глобальная компания, и не только потому что у нее 160 офисов во всем мире. У Acer тоже что-то около того, но отличие Lenovo в том, что, когда вы управляете компанией, в которой работают люди из разных регионов, представители разных культур, люди с разной биографией, вы способны лучше понимать мировой рынок. В этом смысле Lenovo действительно глобальна. По моему мнению, вся эволюция рынка говорит о том, что компании нельзя базироваться только в одной стране и опираться только на нее. Даже если бы это были США.

- Вы купили компанию в Бразилии. Есть ли у вас планы относительно покупки российских компаний, например кого-то из местных сборщиков?

Нет, таких планов нет. Мы купили бразильскую компанию, поскольку рынок ПК этой страны — четвертый в мире, и данная покупка стала, с нашей точки зрения, хорошим решением для ускорения этого роста. А что касается России, на мой взгляд, у нас здесь уже есть хорошая база, более 10% рынка, так что мы сможем продолжать органический рост, имея хорошие позиции в корпоративном и потребительском сегментах. Ситуации в России и Бразилии сильно различаются: в России у нас уже есть крепкие позиции, в Бразилии же дела обстояли гораздо хуже, были кое-какие трудности.

Мы обращаемся к слияниям и приобретениям, когда это может решить какие-то проблемы или помочь ускорить рост в каком-либо географическом регионе, обеспечить увеличение продаж какого-то продукта. Мы не бросаемся покупать при любой возможности. В России, думаю, мы справимся самостоятельно.

- Нет ли планов создания российского центра разработок? Проведения каких-то исследовательских программ совместно с вузами?

Сейчас у нас три исследовательских центра — в США, Китае и Японии. Мы не планируем расширять исследования и разработку, так как руководство центрами в трех разных регионах мира — это уже достаточно сложно. Но что касается сотрудничества с университетами, мы всегда открыты для подобных инициатив, к тому же, как я знаю, в России есть очень сильные вузы. Так что мы готовы рассмотреть подобные варианты. Но планов открывать новые центры разработок у нас нет.

- Вы работаете и на корпоративном рынке, и на рынке SMB, и на потребительском. Каковы ваши задачи на них?

Что касается корпоративного сектора, мы уже на первом месте во всем мире. Естественно, мы хотим сохранить первенство, однако перспективы роста в данном сегменте хуже, чем на потребительском рынке. Мы занимаем первое место на потребительском рынке в Китае, но в остальных регионах наши позиции скромнее, поэтому мы видим для себя большие перспективы роста в данном сегменте. То есть нам необходимо сохранять позиции на корпоративном рынке и искать пути роста на потребительском. По поводу SMB могу сказать, что Lenovo уже является крупным игроком почти во всех регионах. В России это один из сегментов, где все еще сохраняется неплохой рост; по данным IDC, мы на нем лидируем. Потребительский рынок в Западной Европе и США практически не растет ввиду финансово-экономической ситуации. Но на рынке SMB мы видим для себя существенные перспективы — при том что в этом сегменте мы уже вышли на второе место в мире.

- В России, несмотря на то что вы называете ее перспективным рынком, представлен далеко не весь портфель компании...

Довольно скоро мы начнем предлагать весь ассортимент, с осени — смартфоны и мониторы, а потом и серверы.

- Какими вам видятся перспективы Windows 8 в мобильном сегменте — на планшетах, смартфонах?

На мой взгляд, у этой платформы отличные перспективы в качестве решения для планшетов, ориентированных на корпоративный рынок. С точки зрения потребителя, прекрасно, когда широта возможностей ПК сочетается с портативностью и простотой использования планшета. Поэтому, думаю, Windows-планшеты завоюют хорошую долю рынка. Как вы знаете, Microsoft анонсировала собственный гибридный планшет Surface. В корпорации решительно настроены двигаться в этом направлении, она построит соответствующую экосистему, так что в успехе Windows 8 на планшетах я не сомневаюсь.

Успех Windows 8 на рынке смартфонов также будет зависеть от того, насколько быстро удастся построить экосистему. Ну и от позиции крупных операторов связи. В любом случае, думаю, Microsoft может рассчитывать на неплохую долю рынка. Однако, чтобы добиться этого, понадобится больше времени, чем в случае планшетов.

- Аналогичный вопрос относительно перспектив процессоров Intel на рынке смартфонов и планшетов...

У Intel, крупнейшего поставщика центральных процессоров для ноутбуков и настольных ПК, появляются решения для смартфонов и планшетов, что неизбежно в современных условиях. Разница только в том, что раньше Intel была фактически монополистом. Теперь же, если посмотреть на рынок планшетов и смартфонов, выбор процессоров становится гораздо большим, что, по-видимому, хорошо и для производителей устройств, и для потребителей.

Можно не сомневаться, что Intel останется крупным игроком на рынке процессоров. Но уже не абсолютным лидером, а лишь одним из многих игроков. Чипы x86-архитектуры по-прежнему будут предлагать Intel и AMD, а в мире ARM уже есть Qualcomm, Nvidia, TI, и многие другие начинают предлагать решения на основе архитектуры ARM для смартфонов и планшетов.

- Lenovo планирует подддерживать все перечисленные платформы?

У нас будет и несколько видов процессоров, и разные операционные системы. Разумеется, для этого понадобятся дополнительные инвестиции в исследования и разработку. Lenovo достаточно большая и сильная компания, чтобы позволить себе такое разнообразие. Кое-кто в Lenovo сомневался, что у нас хватит для этого возможностей. Но, с точки зрения пользователя, выбор — это несомненно хорошо. Я всегда считал, что широкий выбор и открытые стандарты — это то, что всегда сопутствует успеху в нашей отрасли.