Рецепт инновации по Джиму Уайтхерсту, состоит в сочетании из стандартизации, компонентизации и сокращения транзакционных расходов
Рецепт инновации по Джиму Уайтхерсту, состоит в сочетании из стандартизации, компонентизации и сокращения транзакционных расходов

С того времени и до начала индустриальной революции, продолжил глава Red Hat, люди извлекали выгоду главным образом из единственного физического актива — земли. Примерно в 1750 году индустриальная революция начала менять эту модель — машины, изначально созданные людьми для обработки земли, стали главным средством получения дохода.

Но лишь через 60 лет после начала индустриальной революции начался взрывной рост инновации, прямым толчком к которому, по мнению Уайтхерста, послужило изобретение токарного станка. Был автоматизирован процесс создания крепежа — его было можно монтировать отвертками, но что более важно, продолжил Уайтхерст, сегодня любая отвертка подходит к любому винту (с соответствующей формой головки) независимо от того, кто был их производителем.

«Через шестьдесят лет после рассвета индустриальной революции, наконец, появились стандартизованные детали, — напомнил Уайтхерст. — Благодаря этой стандартизации началась новая волна инновации. Если бы в то время гайки и болты можно было запатентовать, если бы вам приходилось покупать отвертку у той же компании, у которой вы купили винты, то ни двигателя внутреннего сгорания, ни реактивного двигателя, сегодня бы просто не было, и не было бы самолетов».

И вот сейчас, через 60 лет после начала информационного века, в котором выгоду начали приносить уже не промышленные активы, а информационные, развивается новая форма компонентизации.

«Через шестьдесят лет после изобретения компьютера наконец-то происходит переход на стандартизованные, модульные детали, что стало возможным благодаря облачным вычислениям, — полагает глава Red Hat. — Этот переход сыграет важнейшую роль в начале новой волны инноваций в компьютерной сфере».

Один из важнейших эффектов облака — сокращение транзакционных расходов благодаря исчезновению барьеров, мешающих переносу цифровой информации от поставщика к потребителю. Для некоторых компаний это плохо: Уайтхерст демонстрирует на экране магазин по продаже DVD с полупустыми полками. Пусть для кого-то эти перемены болезненны, но сочетание из стандартизации, компонентизации и сокращения транзакционных расходов это рецепт инновации, считает он.

«Это можно наблюдать на примере ИТ, — полагает Уайтхерст. — Венчурные капиталисты, финансирующие компании по разработке корпоративного программного обеспечения, нередко говорят мне о стартапах: 'Им больше не нужны деньги. Они просто создают что-то и размещают на Amazon как ПО в виде сервиса — цена выхода на рынок сегодня кардинально изменилась'».

Но хотя Open Source уже реальность нашей жизни, и выбор «по умолчанию» для многих новых проектов, Уайтхерст уверен, что нужно продолжать раздвигать границы открытого кода, чтобы «взрыв» инноваций не прекращался.

«От решений, которые принимаете вы, мы и индустрия ИТ в целом, зависит то, появятся ли истинно открытые архитектуры, или мы просто создадим очередную Microsoft, — полагает Уайтхерст. — Нам необходимо продолжать борьбу, и ее исход решится в предстоящие несколько лет».