Александр Тригуба считает мобильность атрибутом новой корпоративной культуры
Александр Тригуба считает мобильность атрибутом новой корпоративной культуры

На сегодня большинство крупных компаний инициировало как минимум пилотные проекты, позволяющие оценить реальную пользу мобильных технологий и сформировать опыт их использования. Сегмент SMB, пусть и не столь организованно, также ищет в мобильных технологиях свои преимущества.

«Очевидно, с появлением планшетов корпоративная мобильность получила вторую жизнь. При этом сформировалось три вида мобильных рабочих мест: ориентированные на топ-менеджмент, на линейных сотрудников, а также на персонал "в поле". Выбор конкретных решений зависит от особенностей бизнеса и формфактора устройств и значительно в меньшей степени — от платформы», — отметил Сергей Орлик, директор центра корпоративной мобильности компании «АйТи».

Вместе с тем, как подчеркнул Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC в Центральной и Восточной Европе, не следует ожидать полного отказа корпоративных пользователей от традиционных компьютеров. Планшеты не способны вытеснить все остальные устройства; более того, смартфоны в обозримой перспективе сохранят лидерство на рынке.

«В России наблюдается заметный перекос в сторону более дешевых устройств на платформе Android, и эта тенденция будет сохраняться», — заявил Бейкер. Вплотную за Android следует Windows Phone. Несмотря на более «шумное» поведение Apple, платформа iOS пока остается в абсолютном меньшинстве.

«В используемых платформах отмечается серьезное расслоение: в менеджменте – iOS, у рядовых сотрудников – Android, а в технологическом сегменте господствует Windows Phone», — отметил еще одну особенность Андрей Черемных, президент «Астероса». По его словам, среди главных тенденций корпоративного рынка можно выделить мобильную аналитику. Наиболее популярные запросы касаются перевода на мобильную платформу существующих в компаниях BI-систем.

Другим направлением становится формирование парка мобильного оборудования. Каждый третий запрос организаций касается поставки устройств Apple. Кроме того, становятся все более актуальными решения по управлению устройствами и их администрированию.

«Мы серьезно инвестируем в мобильные технологии. Для нас переход в мобильность – тоже риск: первые проекты отнюдь не являются финансово привлекательными», — признался Черемных. Более того, в реализуемых проектах крайне велика стоимость ошибки. Планшеты находятся у первых лиц компаний-заказчиков, и любая проблема получает широкий резонанс и имеет печальные последствия.

По мнению Александра Тригубы, ИТ-директора компании Simple, занимающейся дистрибуцией алкоголя, мобильность представляет собой новый вид корпоративной культуры. Сотрудникам компании предоставлен мобильный доступ не только к почте и офисным приложениям, но и к ERP-системе Microsoft Dynamics NAV, а также к BI-решению QlikView.

«Когда мы отправляем сотрудника «в поле», ему зачастую требуется целая библиотека, поэтому для обеспечения эффективной работы необходимо предоставить широкий набор сервисов», — сказал Тригуба. При этом многое решает связь: без удаленного доступа к системе в режиме реального времени качество процессов серьезно страдает.

Не следует забывать, что мобильность во многих случаях подразумевает корректировку бизнес-процессов. В результате их модернизации в компании Simple на 20% выросло число обслуживаемых каждым выездным представителем торговых точек, на 35% повысилась скорость обработки заказов. Что немаловажно, созданная мобильная инфраструктура оказалась эффективной и с точки зрения стоимости владения: затраты на поддержку внутренней инфраструктуры компании сократились вдвое.

Отдельным направлением деятельности стала разработка мобильного приложения для клиентов «Персональный сомелье», предоставляющего доступ к полной информации о винах. Разумеется, это обошлось недешево. Однако в результате реализованного проекта было создано подразделение, которое занялось аутсорсингом подобных услуг.

Именно разработка мобильных бизнес-приложений должна сыграть определяющую роль в развитии рынка. Сейчас на мобильные устройства предустанавливается минимальный набор: веб-браузер, почтовый клиент и комплект игр. Если в число предустановленных программ войдут бизнес-приложения, это значительно поднимет ценность устройств в корпоративном сегменте.