Подход к развертыванию облаков, который выбрали в «Связном», призван максимально использовать уже сделанные инвестиции. Фото: «Связной»
Подход к развертыванию облаков, который выбрали в «Связном», призван максимально использовать уже сделанные инвестиции. Фото: «Связной»

«Что касается безопасности данных, то риск при использовании публичных облаков намного ниже, чем при использовании внутренних сервисов компании», — уверен Евгений Сизов, руководитель управления ИТ сети магазинов «Связной». Причина проста: все крупные «сливы» информации происходят не стараниями хакеров, а по вине инсайдеров. Когда информация хранится в облаке, определить, что следует взять и откуда, крайне тяжело, не говоря уже о том, что сохранность информации является для провайдера вопросом репутации.

Евгений Сизов: «Современные технологии многогранны; жесткая привязка к единственной модели их построения вряд ли будет эффективной. Необходимо сложить из них мозаику, максимально соответствующую потребностям бизнеса»
Евгений Сизов: «Современные технологии многогранны; жесткая привязка к единственной модели их построения вряд ли будет эффективной. Необходимо сложить из них мозаику, максимально соответствующую потребностям бизнеса»

Риски у публичных облаков совершенно иные, и главным является доступность: не всегда удается организовать сетевую инфраструктуру, обеспечив должный уровень этого показателя. Существуют и законодательные риски — например, может выйти постановление, вступающее в серьезные противоречия с концепцией использования облака. В этом случае не останется иных вариантов, кроме как вновь «приземлить» инфраструктуру, что будет непросто.

Подход, который выбрали в «Связном», позволяет максимально использовать уже сделанные инвестиции, отмечает Василий Маланин, менеджер по продуктам для центров обработки данных корпорации Microsoft в России: «Внедрение частного облака поможет оптимизировать расходы на поддержку инфраструктуры и выстроить процессы предоставления ИТ-ресурсов как услуги. Следующим шагом становится использование публичных облачных сервисов, как своего рода продолжения и расширения ресурсной базы, на которой работают приложения компании. Такой гибридный подход поможет просто реагировать на пиковые загрузки, быстрое расширение компании и гибко перераспределять финансирование ИТ между капитальными и операционными затратами».

Издержки и риски

В сфере торговли сокращение издержек является одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса, и ИТ здесь не исключение. Одним из направлений, на которое в «Связном» обратили внимание после появления законченной концепции виртуализации, стали облака.

До 2010 года виртуализация в компании применялась, но на низком уровне. В рамках одного физического устройства на платформе VMware создавались виртуальные машины для систем, не являвшихся высоконагруженными. Например, на них выполнялось тестовое развертывание приложений, работали системы управления и мониторинга инфраструктурных сервисов. Бизнес-приложения в виртуальную среду не переносились.

В компании большая группа разработчиков — около 70 человек, и еще 30 занимаются поддержкой (подавляющее большинство бизнес-приложений — это собственные разработки на платформе «1С:Предприятие 8.2»). Среда разработчиков характеризуется высокой динамикой, у специалистов постоянно есть потребность в получении новых ресурсов и реконфигурировании старых. Для запуска виртуальной машины с необходимыми для тестирования параметрами программист каждый раз должен был направлять заявку системному администратору, а у того часто были более приоритетные задачи, и выполнения заявок часто требовалось ждать.

Первоначально главной идеей была трансформация лицензий Microsoft — облачный сервис Office 365 привлек очень большое внимание. Эта услуга была анонсирована недавно, но специалисты «Связного», как крупного клиента Microsoft, знали о нем более года назад. Однако в компании поставили вопрос шире и решили создать комплекс из облаков, публичных и частных, и традиционных систем (например, продукты «1С» посредством ключей защиты привязаны к конкретным устройствам).

После оценки существующих возможностей руководством управления ИТ было принято решение сформировать частное облако. Проект был призван не только сократить затраты, но и снизить эксплуатационные риски. Более надежное функционирование систем — тоже весьма важный показатель, и к тому же его очень легко посчитать. В его основе лежит стоимость часа, которая определяется как недополученная прибыль в результате простоя того или иного функционала. В случае «падения» физического сервера известно время его восстановления. Время, необходимое на миграцию в случае виртуальных серверов, функционирующих в облаке, тоже известно, поэтому экономия подсчитывается легко.

Без стрессов и рутины

«Кандидатами» для построения корпоративного облака были решения Microsoft Hyper-V R2 и VMware vSphere. Был выбран продукт Microsoft. На выборе сказался, в частности, тот факт, что для управления виртуальными машинами Hyper-V применяется Microsoft System Center Virtual Machine Manager, очень похожий на другие инструменты семейства System Center, с которыми системные администраторы привыкли работать при обслуживании физических серверов. Кроме того, во многих случаях моновендорную платформу содержать выгоднее, так как минимизируются конфликты между оборудованием и ПО.

В результате реализации проекта доля облачных серверов в общей инфраструктуре составила почти 70%. Основной, видимый невооруженным глазом эффект заключается в том, что специалисты перестали тратить время на оформление заявок, а системные администраторы — на их обслуживание. У специалистов есть доступ к порталу самообслуживания — система сама создает машину и предоставляет ее пользователю.

Еще одним ощутимым эффектом стало повышение надежности. Когда системы мигрируют независимо от участия системного администратора, это лучше для всех — и для ИТ-специалистов, и для пользователей. Разумеется, специалисту, ответственному за участок, на котором возникли проблемы, все равно придется выяснять их причины. Но, по крайней мере, он не занимается рутинной процедурой переноса систем с отказавшего оборудования на исправное. Эти работы не только скучны, но и всегда связаны со стрессом из-за ограничений по времени.

Повышение надежности — вовсе не вторичный эффект по сравнению с прямым сокращением издержек. Его вполне можно считать основным. «Любой отказ бизнес-приложения связан с потерей доходов, но это не самое печальное, что может произойти. Потеря лояльности клиентов из-за технических проблем гораздо хуже», — подчеркнул Сизов.

Виртуализация продолжается

На будущее в «Связном» запланировано расширить использование виртуализации. Постепенно будет увеличиваться количество машин для уже виртуализованных приложений, параллельно с переводом некоторых сервисов с устаревающего серверного оборудования в корпоративное облако.

Кроме того, начинается пилотная эксплуатация публичного облака Office 365. Если с точки зрения затрат модель SaaS подтвердит свою выгоду, часть потребителей будет переведена на эти сервисы. В первую очередь речь идет о почте и офисных приложениях. «Конечно, это касается только тех пользователей, чья работа не связана с конфиденциальной информацией, а их в компании превеликое множество», — уточнил Сизов. В результате ожидается освобождение аппаратных ресурсов, перемещение трафика и, вероятно, повышение доступности сервисов при снижении нагрузки на администраторов, поддерживающих данное направление.

Перевод бизнес-приложений в публичное облако пока не планируется. Заставить сделать это могут только глубокий энергетический кризис и серьезные сложности с квалифицированным персоналом.