Изначально целью обсуждения в формате круглого стола, организованного проектом Computerworld/MedIT и журналом «Директор информационной службы» в рамках конференции «Информационные технологии в медицине», было выделить несколько важных и срочных задач, которые реально успеть решить до конца 2012 года. Но в итоге участники дискуссии сошлись на том, что процесс информатизации отрасли надо хотя бы начать.

Началось обсуждение с рассмотрения зарубежной практики. В США, практически одновременно с российскими инициативами, стартовала программа информатизации здравоохранения. При этом основной объем финансирования в рамках программы направлен на стимулирование непосредственно врачей и медицинских организаций к «конструктивному использованию» (meaningful use) медицинских информационных систем. Организации, доказавшие (в соответствии с опубликованными критериями) конструктивное использование медицинских информационных систем, получали весьма значительные выплаты от государства; важно отметить, что оценивается не сам факт внедрения систем, а именно их конструктивное использование. В результате 12 сентября 2011 года в своем послании участникам Всеамериканской недели медицинских информационных технологий Барак Обама, президент США, сообщил, что в рамках программы стимулирования медицинским организациям уже выплачено 652 млн долл. Эта сумма, сопоставимая с той, которую у нас планируют выделить на федеральном уровне на цели информатизации здравоохранения.

Участники дискуссии согласны в одном: пора от диспутов и рассуждений перейти к реальной информатизации отрасли

Участники дискуссии согласны в одном: пора от диспутов и рассуждений перейти к реальной информатизации отрасли

С другой стороны, правительство Великобритании объявило об окончательном закрытии неудавшейся программы информатизации здравоохранения, начатой в 2002 году и поглотившей, по словам Бориса Зингермана, заведующего отделом компьютеризации Гематологического научного центра, 17 млрд долл. Среди главных причин неудач называлась чрезмерная централизация и ориентация на узкий круг крупных поставщиков. Новые подходы будут ориентированы на активное привлечение небольших поставщиков, широкую передачу полномочий на уровень регионов и медицинских организаций.

Для иллюстрации состояния дел в российском здравоохранении Зингерман привел несколько публикаций 2008 года, в которых отмечалось, что «рынок застыл на низком старте». На всех уровнях широко декларировалась важность внедрения информационных технологий в медицине, создание единого информационного пространства объявлялось важнейшим элементом повышения качества здравоохранения. Но при этом ни один нормативный документ не содержал положений о возможности использования электронных медицинских записей, а следовательно, нельзя было внедрить компьютерную медицинскую систему, не нарушив положений действующих инструкций. И эти противоречия остаются неразрешимыми по сей день. Но, как считает Зингерман, не стоит думать, что отрасль переходит от бумажного документооборота к электронному. Он полагает, что мы переходим к смешанному документообороту, и в этом состоянии будем пребывать довольно долгое время. Поэтому важно понять, как эти носители будут взаимодействовать друг с другом.

Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий, напомнил, что когда-то нельзя было заниматься компьютеризацией, потому что не было техники. Сегодня проблемы дефицита техники уже нет, и ПК доступны всем. Кроме того, выделяются колоссальные средства, но при этом в регионах готовы отказаться от них, так как не понимают, как их тратить. С одной стороны, главный врач будет покупать только то, за что от него требуют отчитываться сверху. А с другой — обещания Минсоцздравразвития раздать типовые бесплатные системы затормозили развитие отрасли. В этих условиях никто не будет покупать что-то, если ему завтра выдадут это бесплатно. Но когда наступит это «завтра», никто не знает. При этом мало кто вспоминает о том, что информатизация здравоохранения — это спасение десятков и сотен тысяч жизней.