Традиционная схема обучения заочников выглядела так: студентам отправляли по почте задания и контрольные работы, они их выполняли и высылали обратно. Послания нередко терялись, до адресата порой они шли не одну неделю, и так же долго приходилось ждать выполненных заданий от студентов. И академия, и студенты несли расходы на пересылку, к тому же обеспечить методическими пособиями и напечатать материалы для десятков тысяч студентов не так-то просто. Количество студентов росло, и работать с «бумажной» почтой становилось все сложнее. В университете искали разные пути решения проблемы и остановилось на системе дистанционного обучения Stellus компании «Стэл – Компьютерные системы». Предпочтение было отдано именно этой разработке, в частности потому, что компания взялась доработать свое ПО под специфику методики обучения академии. Также большим плюсом было то, что система Stellus не предполагала плату за каждое рабочее место, а это весьма существенно для крупного учебного заведения.

Первоначально в РОАТ закупили пять комплектов системы Stellus и установили их в филиалах в Москве, Воронеже, Саратове, Новгороде и Ярославле, так как пропускная способность интернет-каналов была в момент внедрения невелика. В настоящее время академия перешла к работе с централизованной системой.

Сложности при переходе на к системе дистанционного обучения возникали не с системой — ее внедрили быстро и без особых трудностей. По словам Владимира Горелика, заведующего кафедрой вычислительной техники РОАТ МГУПС МИИТ, сотрудники, десятилетиями работавшие по старым методам, поначалу без энтузиазма осваивали новые. Студенты же освоили новую систему быстро — для работы в Stellus требуется компьютер, подключенный к Интернету, и любой браузер.

В результате студенты получили доступ к учебно-методическим материалам, а преподаватели – средства мониторинга успеваемости и активности студентов. Роли и функции, предусмотренные системой («Преподаватель», «Куратор», «Организатор» и «Администратор»), охватывают весь цикл обучения.

Каждый из участников процесса наделен необходимыми возможностями для поддержки дистанционного обучения. «Преподаватель» подает виртуальный учебный материал и отвечает на вопросы студентов. «Куратор» выдает допуск к тестам и экзаменам, рассылает контрольные работы, принимает и оценивает выполненные задания. «Организатор» ведет «Электронный паспорт» участника процесса обучения, управляет индивидуальными и групповыми учебными планами, планирует учебное расписание и учебную нагрузку персонала. «Администратор» регистрирует персонал и слушателей, настраивает и сопровождает систему дистанционного обучения, управляет внешним сайтом.

Особо преподаватели РОАТ отмечают режим «комментариев на полях учебника». Он обеспечивает интерактивное взаимодействие студента и преподавателя при обсуждении каких-либо аспектов учебного материала. При традиционном способе общения с преподавателем выяснение ответов на вопросы, которые возникают у студентов во время самостоятельной работы, откладывается на неопределенное время. И в большинстве случаев учащийся теряет интерес к проблеме, не удовлетворив любопытство сразу. Система же позволяет студенту помечать вопрос «на полях», и преподаватель видит его и дает ответ.

Кроме поддержки самого процесса образования, Stellus предлагает средства создания новых учебных материалов. Информационные ресурсы могут быть представлены структурами, в которые включены авторские учебники и тесты, конспекты лекций, дополнительные материалы из различных источников, библиотека справочных материалов, комментарии преподавателей, списки веб-ресурсов по тематике учебного курса, словари терминов, разделы с часто задаваемыми вопросами, а также ответы преподавателя в форме персональных комментариев к учебному материалу.

При этом также производится ролевое разделение по функциям. «Автор» создает учебные материалы для соответствующих курсов. «Редактор» редактирует учебники и мультимедийные курсы, составляет тестовые задания, комплектует библиотеку. «Контролер» отслеживает готовность курса к применению в учебном процессе. «Библиотекарь» создает тематические каталоги учебного контента, принимает и размещает новые материалы в хранилище библиотеки.

"Дистанционное обучение — самый современный подход к образованию", — полагает Горелик. По его словам, в ряде вузов подобные системы уже используются и для обучения студентов дневного отделения. Так что, по мнению Горелика, формы обучения сближаются, и будущее – за системами дистанционного обучения, которым он не видит альтернативы и в плане эффективности, и в плане экономии.