25 января, в преддверии 13-й международной выставки CSTB 2011 и вручения второй национальной премии «Большая цифра», Ассоциация кабельного телевидения России и компания «МИДЭкспо" провели пресс-конференцию, посвященную тенденциям рынка в 2010 году и развитию тематического телевидения в России.

В сентябре 2009 года в соответствии с указом президента РФ была подписана федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». Поэтому можно уверенно говорить, что платное телевидение находится в тесной связи с государственной программой и его развитие является одной из первостепенных задач в России. «Несмотря на кризис, сегмент платного ТВ продолжает расти, — заявила Ирина Недумова, генеральный директор "МИДЭкспо». — В 2009 году его рост составил 6%, а объем достиг 830 млн долл.» (более новых данных, за 2010 год, пока нет). Как отметил Константин Анкилов, директор по проектам агентства iKS-Consalting, особенно высокое проникновение платного телевидения наблюдается в больших городах, например в Москве оно составляет 98% общего числа домохозяйств, также в лидерах северо-запад страны, центральная ее часть и некоторые регионы Поволжья.

На территории России используется несколько технологий передачи видеоконтента. Наиболее распространены кабельное и спутниковое телевидение. По оценке J’son & Partners Consulting, абонентская база кабельного телевидения, занимающего около 70% рынка платного ТВ в мире, насчитывала по итогам 2009 года 475 млн домохозяйств. Спутниковое телевидение является вторым по величине рынком с долей 25% и абонентской базой около 165 млн домохозяйств. Многие компании, например «Вымпелком», активно продвигают IPTV, имеющую мировую абонентскую базу в 35 млн домохозяйств и долю рынка 5%. По словам Анкилова, в России в обозримом будущем ведущей технологией IPTV не станет, несмотря на то что она уже популярна на Дальнем Востоке, так как модель зарабатывания на видео в сетях передачи данных в России пока не найдена, основной доход приносят игры (79%) и услуги в области знакомств (11%). А российский рынок онлайн-видеоконтента пока на 99% пиратский».

Директор по телевизионным исследованиям TNS Gallup Media Ксения Ачкасова отметила, что в России вещают более 300 национальных и тематических каналов, но 50% всей аудитории сосредоточено на трех - «Первый канал», ВГТРК и НТВ.

«Наступивший год станет переломным, — полагает Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России. – Мы ожидаем, что доля платного ТВ достигнет 50% всех домохозяйств страны. По прогнозам, в 2012 году уровень кабельного телевидения вырастет на 15-17%. А к 2015 году охват составит две трети всего населения России. Также мы предполагаем, что аналоговое вещание к тому времени в небольшой доле, но сохранится».

По оценкам J’son & Partners Consulting, доля России на мировом рынке платного ТВ по итогам 2009 года составила более 2% (14,5 млн абонентов). По сравнению с 2008 годом абонентская база пользователей в 2009 году увеличилась почти на 21%. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора "Триколор ТВ", чья абонентская база за год выросла с 4,3 до 6,2 млн пользователей, из них 4,2 млн – абоненты платного телевидения) и IPTV. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2010 году доходы от платного ТВ должны достигнуть 950 млн долл., абонентская база платного ТВ в России в 2014 году составит более 22 млн домохозяйств.