Оксана Афанасьева: «Сегодня господдержка промышленной автоматизации в нашей стране отсутствует» С  обзором отечественного рынка промышленной автоматизации выступила 5 октября Оксана Афанасьева, генеральный директор компании "Экспотроника», в рамках пресс-конференции, открывающей деловую программу выставки "Передовые технологии автоматизации ПТА-2010". 

"Выставки и конференции, которые мы проводим в течение десяти лет, позволили накопить значительную базу аналитической информации. В 2010 году мы начали реализацию проекта по оценке состояния российского рынка промышленной автоматизации, опросив почти 400 представителей компаний, работающих в области автоматизации промышленных предприятий, автоматизации зданий и встраиваемых технологий", — подчеркнула Афанасьева. 

О качественном состоянии рынка свидетельствуют мнения топ-менеджеров ведущих компаний. Так, в Mitsubishi Electric, полагая, что наш рынок автоматизации находится на начальном этапе развития, а крупнейшие предприятия отстают в этой области от своих зарубежных конкурентов, тем не менее называют его одним из наиболее привлекательных в мире. С такой оценкой согласны в Honeywell, отмечая, что на ведущих российских производствах есть только базовая автоматизация, позволяющая вместе с тем внедрять самые современные высокотехнологичные системы управления.

Тем не менее конкуренция на местном рынке промышленной автоматизации весьма высока даже в таких нишевых сегментах, как метрология, полагают респонденты. Конкуренция обострилась в последнее время из-за снижения общего объема рынка и заметного уменьшения числа проектов с реальным финансированием, появления «дешевых» азиатских производителей, а также выхода на рынок ряда крупных зарубежных компаний.

При этом отмечается, что конкуренция не всегда является честной и цивилизованной. Отечественное оборудование, которое не уступает по своим параметрам зарубежным образцам, часто представляется конкурентами как продукция низшего класса. Это в значительной степени обусловлено ограниченностью у российских производителей бюджетов, необходимых для проведения полномасштабных маркетинговых и рекламных кампаний. Впрочем, часть из них находит для себя ниши с не столь высокой конкуренцией.

Основываясь на данных о составе посетителей выставок ПТА, в «Экспотронике» пришли к выводу, что в первую пятерку отраслей, где наиболее востребована промавтоматизация, входят нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, энергетика, машиностроение и приборостроение, военно-промышленный комплекс, а также пищевая промышленность.

Что касается влияния кризиса, то 68% респондентов отмечают падение за последние два года спроса на продукты и услуги промавтоматизации, 74% — снижение покупательной способности заказчиков и 70% — уменьшение маркетинговых бюджетов. В настоящее время многие компании отдают предпочтение прямому адресному маркетингу, снижая, в частности, выставочную активность. Устроители выставок, в свою очередь, желая заполнить пустоты, пытаются совмещать на них экспозиции разных тематик. 

Основными направлениями выставки «ПТА 2010» стали автоматизация промышленных предприятий и технологических процессов, бортовые и встраиваемые системы, пневмо- и гидроавтоматика, системная интеграции и консалтинг, автоматизация зданий. Впервые в тематике выставки появился раздел по измерительным технологиям и метрологическому обеспечению.