Как считают аналитики, ход IBM по приобретению компании Netezza способен значительно улучшить шансы корпорации в конкурентной борьбе с целым рядом компаний, в особенности с Oracle, на быстрорастущем рынке специализированных серверов хранилищ данных.

«IBM получает в свое распоряжение лидера, бренд и рынок, — уверен Уэйн Экерсон, аналитик TDWI Research. — Netezza одной из первых выпустила специализированный сервер для хранилищ данных и сегодня является признанным лидером».

IBM заключила сделку о покупке Netezza за 1,7 млрд долл., или по 27 долл. за акцию. Показательно, что стоимость приобретения в восемь с лишним раз превышает оборот Netezza за 2009 год.

В IBM убеждены, что сделка поможет корпорации усилить ее портфель средств бизнес-аналитики, чтобы достичь цели вывести годовой оборот от решений и услуг BI на уровень около 16 млрд долл. к 2015 году.

Джеймс Кобьелус, аналитик Forrester Research, полагает, что приобретение поможет IBM стать более конкурентоспособной на рынке специализированных BI-серверов младшего класса: «У IBM есть слабое место в ассортименте спецсерверов хранилищ данных — отутствие недорогих продуктов. Модель начального уровня системы IBM Smart Analytics примерно вдвое дороже, чем Netezza Twinfin или Oracle Exadata».

Между тем, по утверждению Кобьелуса, заказчики докладов Forrester по BI и анализу данных проявляют все больший интерес к недорогим мощным интегрированным программно-аппаратным системам организации хранилищ данных, которые покупаются сегодня в основном у Netezza и Oracle. «Приобретение Netezza — мощный залп по укреплениям Oracle на фронте хранилищ данных», — убежден аналитик.

Поглощение Netezza станет очередным в серии шагов, предпринятых крупными игроками для пополнения своего ассортимента средств бизнес-аналитики и организации хранилищ данных.

Так, в августе поставщик спецсерверов хранилищ данных старшего класса компания Teradata приобрела Kickfire, начинающего разработчика базовых программных технологий аналитики, а в июле корпорация EMC заключила сделку о покупке Greenplum, разработчика программного обеспечения старшего класса для организации хранилищ данных.

По оценкам аналитиков, сейчас на рынке присутствует около двух десятков производителей приставок для хранилищ данных, и несколько этих компаний могут похвастаться наличием более 100 клиентов. У Netezza же со времени основания компании в 2000 году Джитом Саксеной, нынешним председателем правления, появилось около 350 пользователей ее недорогих высокопроизводительных приставок Twinfin.

После выхода на рынок Netezza удалось быстро заполучить в число своих клиентов такие компании, как Neiman Marcus, Time Warner, Estee Lauder и др., что спровоцировало волну появления стартапов с похожими технологиями и заставило отреагировать тяжеловесов — Oracle, Teradata и IBM.

«У Netezza есть преимущество первого хода, — считает Экерсон. — Она предложила исключительное быстродействие по гораздо более низкой цене по сравнению с традиционными системами хранилищ данных, которые предлагались в начале 2000-х. Это заставило предпринять ответные меры всех ведущих производителей СУБД».

С точки зрания Мерва Адриана, аналитика IT Market Strategy, шаг IBM стал несколько неожиданным, но зато у корпорации появилась ценная возможность: «Совершая эту сделку, в IBM признают, что заказчикам требуются быстроокупаемые системы, причем такие, чтобы их можно было внедрить за очень короткое время».

Серьезной трудностью для IBM станет сохранение поддержки гетерогенности, которую обеспечивали в Netezza, полагает Майк Шифф, глава компании MAS Strategies, занимающейся консалтингом в области хранилищ данных. По его убеждению, многочисленные партнерские соглашения, которые Netezza заключила с поставщиками средств бизнес-аналитики, такими как SAS Institute, Informatica, стали для компании ключом к успеху.

Как сделка с IBM повлияет на эти соглашения — очень важный вопрос, уверен Шифф: «В арсенале IBM имеются технологии, аналогичные тем, которые поставляют партнеры Netezza, поэтому в корпорации, вероятно, в первую очередь захотят предлагать собственные разработки с системами Netezza».