Facebook сравнительно легко обеспечила себе доминирующее положение на рынке социальных сетей

Facebook сравнительно легко обеспечила себе доминирующее положение на рынке социальных сетей, оттеснив на задний план своего традиционного соперника Myspace и многочисленных новых конкурентов. Вместе с тем, 2010 год складывается для Facebook нелегко. Пользователи выражают недовольство политиками конфиденциальности и методами управления сайтом.

"Пятьсот миллионов — прекрасное достижение, — заявил аналитик IDC Хэдли Рейнольдс. — Вряд ли кто-то отважился бы предсказать такое, когда Facebook делала свои первые шаги в Гарварде. Очевидно, ее создателям удалось разгадать секрет социальных сетей, сделав свое детище веселее и полезнее любого из предшественников, а главное — превратив его в неотъемлемый атрибут нашей жизни. Но теперь поддерживать набранный темп становится значительно тяжелее. Рост числа пользователей замедляется, а если администрация социальной сети и в дальнейшем будет вносить в функциональность и политики своих сервисов неуместные коррективы, замедление станет еще более ощутимым".

Аналитик компании Current Analysis Брэд Шиммин считает, что Facebook нужно срочно устранить все проблемы с конфиденциальностью, иначе они превратятся в серьезный сдерживающий фактор. Пока же пользователей, несмотря на их недовольство, удерживает на Facebook влияние
общественного мнения.

"Все дело в давлении со стороны других участников социальной сети, — пояснил Шиммин. — Если пять из десяти ваших лучших друзей постоянно спрашивают, почему вас нет на Facebook, в конечном итоге вы там все равно появитесь. Все существующие проблемы, все трудности с приложениями, все вопросы конфиденциальности... если людей здесь достаточно, со всем остальным вам придется смириться. Ради поддержания связи с друзьями и коллегами, приходится закрывать глаза на недостатки системы безопасности".

И все же аналитики говорят об определенном пороге недовольства, за которым люди начнут покидать Facebook. Большинство постоянных его посетителей эту черту еще не пересекло.

Но если Facebook не удастся остановить растущее разочарование и неудовлетворенность, пользователи начнут искать себе другую сеть. И пусть у Facebook сегодня нет серьезных конкурентов, новая популярная социальная среда может возникнуть на горизонте в любой момент.

Слышны голоса, предсказывающие, что вот-вот Facebook вступит в прямое противостояние с гигантом интернет-отрасли Google, которое может стать гибельным для социальной сети. В блогосфере все чаще звучат упоминания о сервисе Google Me, который вполне способен оторвать хороший кусок от пользовательской базы
Facebook.

"Думаю, заполучить следующие 500 млн пользователей Facebook будет гораздо труднее, — заметил Шиммин. — Добиться этого труднее даже без учета внешних факторов, а ведь по мере роста успехов Facebook растет и активность конкурентов".

Когда значительное число пользователей Facebook покинут социальную сеть, принять решение об уходе оставшимся станет гораздо проще. При достижении критической массы пользователи обнаружат, что найти друзей и родственников можно и на другом сайте. И с этого момента число пользователей новой социальной сети начнет стремительно увеличиваться.

Аналитик Enderle Group Роб Эндерле убежден в том, что Facebook нужно действовать очень быстро, с тем чтобы побороть
негатив.

"Необходимо вырваться из облака проблем и начать позиционировать себя в качестве сервиса, который проблемы решает, а не создает, — пояснил Эндерле. — Эти усилия пользователи оценят по достоинству. Нельзя продолжать строить из себя раздражительного, старого и занудного ворчуна".

Аналитик Forrester Research Оги Рэй полагает, что для сохранения нынешней популярности Facebook потребуется завершить объемный список дел.

"Больше внимания нужно уделять интернационализации, продолжая внедрять инновации и не забывая следить за тем, что думают о платформе пользователи, — подчеркнул Рэй. — Посетители продолжают сохранять верность социальной сети Facebook несмотря на некоторую неудовлетворенность ее работой. И если число пользователей увеличится до миллиарда, это станет лишним свидетельством растущего доверия и лояльности посетителей, а их преданность будет объясняться уже не только силой привычки».