На сегодня деятельность аутсорсеров из КНДР ограничена рядом нишевых областей: компьютерная анимация, ввод данных и разработка программного обеспечения для мобильных телефонов

Уже несколько лет, как университеты КНДР начали готовить программистов и специалистов по вычислительной технике, а с недавних пор даже появились организации, которые предлагают услуги местных талантов иностранным заказчикам, превращая тем самым страну, хоть в это и трудно поверить, в поставщика услуг ИТ-аутсорсинга.

Аутсорсинговые компании в большинстве развивающихся стран, не считая Индии, невелики, утверждает консультант по офшорингу и аутсорсингу из Роттердама Паул Тейа. Однако в Северной Корее есть уже несколько аутсорсинговых организаций, в каждой из которых работает свыше тысячи человек.

«Правительство форсированными темпами формирует индустрию ИТ, — сообщает Тейа. — И количество специалистов соответствующего профиля здесь уже весьма внушительное».

На сегодня деятельность аутсорсеров из КНДР ограничена рядом нишевых областей: компьютерная анимация, ввод данных и разработка программного обеспечения для мобильных телефонов. Ограничения, наложенные правительством США, не позволяют американским компаниям работать с северокорейскими организациями, однако в большинстве других государств таких ограничений нет.

Первые ростки модернизации Северной Кореи появились еще в 90-х годах, а полным ходом процесс пошел в начале 2000-х, с того момента, как руководитель страны Ким Чен Ир провозгласил, что люди, которые не умеют пользоваться компьютером, относятся к одному из трех видов «дураков XXI века». (Остальные два вида — это курильщики и люди, не разбирающиеся в музыке.)

Конечно, аутсорсинг в Северной Корее сопряжен с определенными сложностями.

Как указывает Тейа, взаимодействию с северокорейскими аутсорсерами мешают языковой барьер и нехватка у ее специалистов опыта работы с зарубежными компаниями. Вместе с тем у КДНР есть одно большое преимущество: «Это одна из самых конкурентоспособных стран мира. Вряд ли вы найдете другую со столь высоким уровнем квалификации специалистов и с такими низкими расценками на оплату труда».

Наибольшую известность среди северокорейских аутсорсеров приобрела компания Nosotek. Созданная в 2007 году, она является одним из немногих западных ИТ-предприятий в Пхеньяне.

«Я понимал, что северокорейская индустрия ИТ имеет хороший потенциал благодаря высококвалифицированным инженерам-программистам, но из-за отсутствия каналов связи сотрудничать извне с ними было почти невозможно, — рассказывает президент Nosotek Волкер Элуссер. — Мне ничего не оставалось, кроме как создать компанию прямо здесь».

В качестве менеджеров проектов в Nosotek работают зарубежные специалисты, которые играют роль посредников между заказчиками и местными работниками. Таким образом обеспечивается уровень общения и сервиса, на который рассчитывают западные заказчики.

На своем сайте компания заявляет, что предлагает услуги лучших программистов Пхеньяна.

«У нас есть эксперты по всем основным языкам программирования, по программированию трехмерных эффектов, по трехмерному моделированию и дизайну, по различным видам серверных технологий, по Linux, Windows и Mac», — заявляет Элуссер.

Основные направления деятельности Nosotek — разработка Flash-игр и игр для мобильных телефонов. Компания добилась некоторых успехов, например, одна из ее игр для iPhone не меньше недели держалась в Германии в десятке лучших приложений Apple Store.

Несколько созданных в Nosotek игр распространяются через немецкую компанию Exonet Games.

«Последние игры Nosotek оказались очень удачными, и контакты с этой компанией всегда проходили без сложностей, — утверждает менеджер Exonet по дистрибуции цифровых продуктов Марк Буссе. — Я не колеблясь порекомендую Nosotek, если кому-то понадобятся услуги по разработке игр».

Элуссер признает, что ведение бизнеса из Северной Кореи сопряжено с определенными сложностями.

«У рядовых инженеров нет прямого доступа к Интернету ввиду ограничений, наложенных правительством. Это одно из главных препятствий при ведении бизнеса, связанного с ИТ», — отмечает он. Задачи разработки, требующие соединения с Интернетом, приходится выполнять за границей, в Китае.

Наибольшие же сложности для молодой северокорейской индустрии аутсорсинга все же создает политика.

Из-за санкций США в отношении КНДР американские компании практически лишились возможности торговли с Северной Кореей.

«Я знаю несколько американских компаний, в которых бы с готовностью согласились на аутсорсинг ИТ в Северной Корее, но по политическим причинам и ввиду торговых эмбарго такой возможности у них просто нет», — признается Тейа.

Другие страны, в том числе входящие в состав Евросоюза, таких строгих ограничений не вводили, но опасений опорочить репутацию связью с Северной Кореей и ее правящим режимом достаточно, чтобы отпугнуть компании от работы с фирмами из КНДР.

Как утверждается в очередном ежегодном докладе правозащитной организации Human Rights Watch, в Северной Корее практикуются аресты и пытки, подавляется любая политическая оппозиция, отсутствуют независимые СМИ и религиозная свобода. Сотни тысяч граждан содержатся в качестве политических заключенных, в стране проводятся публичные казни.

Подобное положение дел играет далеко не в пользу ведения бизнеса со страной, но, по утверждению Буссе, у Exonet Games предубеждений нет.

«Мы же работаем не с правительством, — поясняет он. — Мы сотрудничаем с превосходными специалистами, которые не имеют ничего общего с диктатурой».