Лесли Ришан: «Аналитические решения в ближайшие годы станут основой для роста бизнеса IBM»

«В следующее десятилетие именно область BI станет важнейшим приоритетом инвестиций IBM», — заявил Лесли Ришан, вице-президент подразделения бизнес-аналитики IBM, выступая на Финансовом форуме IBM Cognos 2010. В свою очередь, именно технологии бизнес-аналитики должны стать основой роста бизнеса IBM. По прогнозам руководства компании, ее выручка на рынке аналитических решений, сейчас составляющая 9 млрд долл., к 2015 году должна вырасти почти вдвое.

«Каждая вторая из мировых компаний-гигантов до сих пор решает задачи составления отчетности и другие аналититические задачи с помощью Microsoft Excel, без использования промышленной BI-платформы», — утверждает Ришан. И даже в развитых странах существует огромное поле для деятельности поставщиков аналитических решений.

«Все задачи можно выполнить в электронных таблицах, хотя это и сопряжено с рядом проблем», — согласен Алексей Никульшин, начальник планово-экономического отдела компании «Русагротранс», недавно завершившей внедрение продукта IBM Cognos Planning. Однако эти проблемы — например, трудоемкость операций и недостоверность данных, — становятся для компаний все более критичными. Именно поэтому для крупных компаний является актуальным переход к промышленным системам планирования и бюджетирования. Огромной проблемой, особенно в России, является то, что большинство из них не готовы предоставить достоверные данные для анализа, так как не имеют налаженной системы учета, без которой  внедрение аналитических решений является бессмысленным.

Росту рынка BI, не слишком пострадавшего даже во время кризиса, способствует как растущая зрелость компаний и их готовность к более масштабному использованию средств бизнес-анализа, так и выпуск продуктов, предназначенных для  решения конкретных задач. Например, недавно в портфеле IBM появились вертикальные решения, ориентированные на анализ процессов управления цепочками поставок и управления кадрами. Выпуск версии Cognos Express, ориентированной на компании сегмента SMB, также должен серьезно расширить спектр клиентов. Наконец, после приобретения в прошлом году компании SPSS, одного из ведущих поставщиков технологий data mining, IBM вышла на рынок предсказательной аналитики. К ней также наблюдается огромный интерес со стороны заказчиков, и важнейшей задачей IBM является гармоничная интеграция инструментария для прогнозирования в существующие бизнес-приложения. «Мы говорим не просто о технологиях, а о решении на их базе конкретных бизнес-задач», — подчеркнул Сергей Лихарев, руководитель направления российского офиса IBM по продажам решений для бизнес-аналитики.

Еще одним активно развиваемым в IBM направлением является анализ неструктурированной информации, пока явно отстающий от других областей аналитики. Очевидно, что, проанализировав  общение с клиентом, можно извлечь ценную информацию, однако программных средств для этого пока явно не хватает. «Уже сейчас многие банки с большим интересом относятся к идее мониторинга финансовых форумов с целью определить отношение пользователей к тем или иным банковским продуктам», — заявил Лихарев.