По словам Алексея Нестерова, клиенты «1С» стали чаще использовать Linux и PostgreSQLВ компании «1С» проанализировали изменение спроса на средства автоматизации разных аспектов работы организаций, зафиксированное в конце 2009 года по сравнению с серединой 2008-го. Анализ тысячи с небольшим докризисных проектов и такого же количества проектов, осуществленных в кризис, показал смещение спроса в сторону отраслевых решений, рост интереса к оптимизации отношений с поставщиками (в частности, к планированию закупок), управлению технологиями производства и другим способам оптимизации себестоимости. Кроме того, увеличился спрос на средства объемно-календарного производственного планирования и сократился — на средства посменного, возрос интерес к средствам управления персоналом, а в области бухгалтерского учета приоритеты сместились в сторону управления. Информация была представлена на Втором всероссийском ERP-форуме «Инвестиции и практика внедрения: максимальная эффективность», организованном порталом CFO-Russia.ru и Клубом финансовых директоров.

По словам Алексея Нестерова, директора «1С» по ERP-решениям, отраслевые средства стали пользоваться большим спросом потому, что они позволяют «сразу запустить предприятие, глубже автоматизировать учет, точнее анализировать себестоимость». В 2009 году спрос на отраслевые средства управления производственным предприятием «1С» вырос на 39%, а на типовые — сократился на 5%. В структуре продаж ERP-систем «1С» в России доля быстро внедряемых отраслевых решений достигла 20% по количеству, а по объемам продаж превысила 40%.

Увеличился средний масштаб предприятий — потребителей ERP-систем «1С»: компаний с численностью более 1000 человек стало на 20% больше. Как предположил Нестеров, это может быть связано с тем, что часть предприятий предпочла продукты «1С» более дорогим ERP-системам. В то же время ожидаемого снижения продаж малым предприятиям (с численностью менее 100 чел.) не произошло, несмотря на выпуск еще более дешевого решения «1С:Комплексная автоматизация». Средняя численность персонала у потребителей ERP-систем «1С» составила в 2009 году 407 человек (годом ранее было 354 человека).

Спрос на средства управления отношениями с поставщиками вырос на 34%, планирования закупок — на 31%, управления поставками — на 52%. «Цепочки поставок в небольшом бизнесе нередко используются для минимизации затрат по налоговой части», — назвал Нестеров одну из возможных причин роста последнего показателя. Другая причина в том, что централизация снабжения позволяет сократить затраты.

На фоне 30-процентного увеличения спроса на средства управления данными об изделиях в части технологии показательным стало 74-процентное снижение числа клиентов, желающих управлять составом изделий, но игнорирующих технологию: таких осталось всего 2%. «Люди задумались о расчете себестоимости, об оптимизации бизнес-процессов, а управление одним  лишь составом изделия им не позволяет этого сделать», — пояснил Нестеров. Вырос также спрос на системы управления заказами производства, позволяющие отслеживать прохождение каждого изделия через производственную линию. Если раньше всего 18,5% клиентов «1С» уделяло внимание этой системе, то сейчас уже треть из них хочет видеть на каждом этапе себестоимость каждой единицы
продукции.

Нестеров подкрепил важность точного расчета себестоимости примером полиграфической компании «Промис»: по словам ее генерального директора, сегодня ошибка в расчете цены на 2-3% может привести к убыткам. «Это ближе к европейским показателям, где такая норма прибыли — обычное дело», — заметил он.

Комментируя изменение спроса на автоматизацию управления персоналом, Нестеров отметил сокращение потребности в средствах расчета сдельной зарплаты почти в три раза. Он объяснил это тем, что многие предприятия в связи со спадом производства перешли со сдельной системы оплаты труда на повременную.

Также в «1С» отметили, что за время кризиса возросло число клиентов, устанавливающих сервер приложений «1C» на Linux и хранящих данные ERP в свободной СУБД PostgreSQL.