Уже не первый год темой центрального доклада традиционной мартовской конференции корпорации IBM, посвященной программному обеспечению, становится управление информацией. По словам Леонида Алтухова, директора подразделения программных продуктов IBM в России и СНГ, в этом, конечно, нет случайности. Несколько лет назад в IBM начали продвигать новый подход к управлению информацией, осознав, что в условиях накопления огромных массивов информации в организациях методология и качество ее использования далеки от совершенства. Основной идеей было изменить парадигму работы с информацией предприятия, так чтобы это был единый, стратегически продуманный и хорошо структурированный подход, а не "кусочные", никак не связанные между собой концепции и технологии. Так появилась стратегия IBM Information on Demand, затем была предложена методика реализации этой стратегии Information Agenda, расписывающая последовательные шаги по выстраиванию процессов управления информацией на предприятиях в зависимости от специфики их отраслей.

В этом году на конференции, которая на этот раз носила название "Решения IBM для разумной модернизации", директор корпорации IBM по решениям в области управления информацией Хуманьшу Десай представил взгляд корпорации на то, как бизнес может модернизироваться, опираясь на информацию. Такая модернизация подразумевает повышение эффективности на основе оптимизации бизнес-процессов, а также возможность прогнозировать потребности рынка, чтобы правильно выбирать направления развития. Для этого организациям надо перестать работать вслепую и научиться полностью раскрывать потенциал накопленной информации. По данным опроса, который IBM проводила в прошлом году среди более чем 2 тыс. ИТ-руководителей, каждый третий топ-менеджер принимает решения на основе информации, которой он не доверяет, а каждый второй вообще не имеет доступа к информации, необходимой ему для ведения дел.

Чтобы исправить эту ситуацию, IBM добавляет к своим рекомендациям Information Agenda стратегию Information Governance, что можно перевести, видимо, как "руководство информацией". Идея в том, чтобы выстроить оптимальную цепочку предоставления информации для принятия решений, от извлечения сырых данных из различных источников до предоставления исчерпывающих отчетов, таким образом, чтобы нужная информация поступала действительно тем, кому она необходима. Десай назвал это цепочкой поставки информации (information supply chain), подчеркнув, что с точки зрения технологий она охватывает весь стек продуктов IBM по управлению информацией, от СУБД до новых решений прогнозной аналитики.

По словам Алтухова, в компании к настоящему времени завершили построение комплексной платформы бизнес-аналитики. Эта платформа включает в себя не только решения, которые IBM развивает после приобретений компаний Cognos и SPSS, но и серьезную методическую базу. Не так давно в подразделении программных продуктов была выделена группа, которая занимается продвижением решений на базе различных программных технологий IBM, и среди них значительное место занимают решения по реализации бизнес-аналитики и оптимизации.

Примерами могут служить два масштабных проекта создания информационно-аналитических систем на базе технологий IBM – в Ростелекоме и Центральном банке РФ. Важно то, подчеркивает Алтухов, что эти проекты иллюстрируют изменение отношения российских компаний к внедрению ИТ-решений.

"Холодный душ кризиса многих отрезвил и заставил по-другому подходить к ИТ, и сейчас ИТ-проекты рассматриваются наравне с любыми другими в организации. Выбор идет не между тем, что лучше внедрить - DB2 или Oracle, а выполнить ли новый ИТ-проект или открыть новый магазин, если речь идет, например, о ритейлерах", – отметил Алтухов. Доводы в пользу ИТ должны быть чрезвычайно весомыми и экономически обоснованными, времена технического совершенствования ради него самого прошли. В Ростелекоме, к примеру, первое в нашей стране внедрение решения на базе IBM Telecom Data Warehouse Model обеспечило консолидацию разнородной информации из более чем 20 источников и позволило ускорить формирование отчетности и значительно повысить качество бизнес-информации. Задача ставилась и решалась исходя не из желаний ИТ-подразделения, а из бизнес-потребностей компании. Именно такую модернизацию в IBM называют разумной.