Спустя два года после анонса экспериментального 80-ядерного процессора в Intel готовы продемонстрировать следующий его вариант

Компания работает над мультиядерным процессором, который позволит более эффективно расходовать энергию в центрах обработки данных и при организации вычислений в облаке, пояснил директор Intel по технологиям Джастин Раттнер. Intel планирует представить этот процессор до конца текущего года.

Новая модель носит экспериментальной характер и пока не готова к коммерческому применению. Она имеет абсолютно новую архитектуру и большое число ядер. В представленном два года назад варианте было 80 ядер, но вовсе не обязательно, что новый процессор будет иметь такое же число ядер, хотя в любом случае оно окажется значительно больше, чем в имеющихся сейчас на рынке процессорах.

"Мы все знаем, что при создании таких процессоров, которые можно смело назвать процессорами будущего, приходится решать сложные технические проблемы, - заметил Эндрю Чейн, директор Intel Labs по исследованиям в области перспективных технологий. – Например, как увеличить производительность, учитывая, что это влечет за собой повышение уровня тепловыделения? Мы пытаемся сделать это без радикального изменения компоновки и энергетических характеристик… Нам необходимо и дальше создавать такого рода исследовательские прототипы и привлекать к этому ученых".

Дэвид О'Халларон, директор Intel Labs в Питтсбурге, назвал новый исследовательский процессор "кластером на микросхеме". Возможно, он будет даже уступать своему предшественнику по числу ядер, превосходя его за счет значительно большей функциональности и программируемости.

Экспериментальный процессор Intel имеет производительность терафлопного уровня, но использует меньше энергии, чем четырехъядерный процессор. Ученые создали этот прототип, чтобы найти наилучший способ обеспечения взаимодействия такого большого числа ядер друг с другом. Они также создавали новые решения в области архитектуры и собственно ядер.

В свое время в Intel заявляли, что полнофункциональная, коммерческая версия 80-ядерного процессора появится через пять–восемь лет.

Теперь Раттнер считает, что это может произойти даже раньше.

"Мы действительно движемся быстрее, чем тогда предполагали, - сказал он. – При создании 80-ядерного процессора в большей степени внимание уделялось физическим аспектам конструкции, когда мы искали решение для управления питанием и разные способы межсоединения процессоров. Новый процессор действительно будет программируемым и сможет послужить в качестве предшественника будущих коммерческих решений. Этот шаг в первую очередь позволяет понять, что мы способны создавать многоядерные процессоры, которые имеют более широкое практическое применение. Пока это экспериментальное решение, но оно близко к коммерческому".

Как и в случае с предыдущим 80-ядерным процессором, новый будет использовать очень простые ядра, возможно, десятки очень простых ядер, заметил Раттнер. Он объяснил, что, хотя эти ядра могут быть значительно менее мощными, чем ядра в двух- или четырехъядерных машинах, это компенсируется их количеством, к тому же снижается энергоемкость процессора.

Например, если для работы необходимо только определенное количество ядер, то они и будут работать, а остальные ядра будут находиться в режиме ожидания. Когда функционирующие ядра начинают нагреваться, они могут отключаться, а вместо них начнут работать холодные ядра, до этого находившиеся в режиме ожидания.

"Мы остаемся приверженцами идеи использования более простых ядер, то есть мы применяем большое количество менее производительных, но очень эффективно использующих энергию ядер, - заметил Раттнер. – Такого рода новые архитектуры можно рассматривать как один из способов значительно увеличить эффективность использования энергии в центрах обработки данных. Это очень интересное для нас направление, и оно, безусловно, оказало серьезное влияние на нашу экспериментальную работу, когда мы пытались понять, какой может быть оптимизированная архитектура".

Последний экспериментальный процессор не имеет базовой функциональности, он содержит больше программируемых ядер.

"Мы стремились решать не столько вопросы физической конструкции, сколько вопросы архитектуры и программирования, связанные с большим числом ядер, - пояснил Раттнер. – Мы думаем о том, чтобы предоставить новый процессор ученым и исследователям для изучения возможностей распараллеливания обработки и использования потенциала такого большого количества ядер".