Алексей Коровин: Также возникает необходимость внедрения новых фронт-офисных решений. Пока объемы розничного рынка были относительно невелики, выполнение практически любых операций с ними было возможно в полуручном режиме. Однако, когда речь идет о миллионах клиентов, по словам президента "ОТП-банка" Алексея Коровина крайне остро встает вопрос скорости введения новых банковских продуктов и необходимость в многочисленном персонале для работы с медленными системами.

Заместитель генерального директора компании "Форс - Банковские Системы" Геннадий Заманский считает, что единственный выход из этой ситуации — организация некоего подобия конвейерного производства, то есть разделение по стадиям, на каждой из которых выполняются только специфичные для нее функции. Для этого в архитектуре современных АБС изначально должна быть заложена жесткая структуризация бизнес-процессов.

Исходя из этих соображений в "ОТП-банке" внедрили систему "Ва-Банк XL" разработки компании "Форс". Банку был обеспечен четырехкратный запас производительности, что позволит обслуживать до 10 млн клиентов. Вместе с тем, благодаря компонентной архитектуре системе удалось сохранить необходимую гибкость. "Возмущения", вносимые бизнес-средой или внешней инфраструктурой, распространяются только в рамках того компонента, которого они касаются. В результате у банка появилась возможность быстро адаптировать свою ИТ-инфраструктуру под новые потребности. В частности, теперь в "ОТП-банке" скорость запуска новых банковских продуктов занимает не более двух дней.

Кроме того, от современной "розничной" АБС требуется умение поддерживать работу с пластиковыми картами. По оценкам Коровина, рынок пластиковых карт в России все еще нельзя считать насыщенным предложениями. При этом пластиковая карта считается самым сложным банковским продуктом в силу того обстоятельства, что поток операций по ней не регламентирован. В результате перед АБС стоит задача "поймать" весь поток операций по карте и направить его в надлежащее алгоритмическое русло. Ключевым функционалом для работы с картами становится онлайновый сервис, позволяющий клиентам "видеть" любую свою транзакцию. Плюс адекватное отражение этих операций в бухгалтерском учете. И все это в условиях территориальной удаленности банкоматов, платежных систем и терминалов.

Но чтобы люди активней пользовались карточками, а не просто снимали деньги, необходимо создание инфраструктуры, которая включает в себя терминальные устройства - банкоматы, POS-терминалы в магазинах. С другой стороны эти платежные сервисы должны быть стоить разумных денег и для продавцов. Сейчас многие продавцы вынуждены отказываться от предоставления услуг оплаты электронными платежами, так как им приходится платить большие комиссионные банкам.

По прогнозам Коровина, после освоения банками корпоративного и розничного рынков, а также рынка пластиковых карт дальнейшее развитие АБС стоит ожидать в области дистанционного обслуживания, через который клиент сможет воспользоваться банковскими услугами, имея только доступ в Internet. При этом традиционные отделения банков не исчезнут, но будет меняться соотношение операций. Если раньше только одна операция из десяти выполнялась в режиме онлайн, то со временем одна-две будут выполняться в отделениях банка, а все остальные - через Internet-сервисы.