Чтобы возродить некогда мощную полупроводниковую отрасль, Японии следует развивать нишевое производств чипов, а не конкурировать в объемах выпуска и ценах с такими производителями, как TSMC или Samsung, утверждает председатель телекоммуникационного гиганта NTT, сообщили в Reuters.

Такая стратегия позволит сосредоточиться на высокотехнологичных чипах для специальных применений (к примеру, в автомобилестроении, медицине, ИИ), где важны качество, инновации и надежность, а не дешевизна, и предоставит возможность устанавливать более высокие цены на нишевые продукты. В 1980-х годах Япония была одним из ведущих мировых производителей микросхем, но затем уступила позиции конкурентам из Тайваня и Южной Кореи из-за погони за дешевым и массовым производством, считают в NTT.

NTT — одна из крупнейших японских корпораций, инвестировавших в поддерживаемого государством производителя чипов Rapidus, который играет важнейшую роль в правительственном плане развития индустрии чипов и ИИ стоимостью 65 млрд долл., представленном в прошлом году. Консорциумный стартап Rapidus основан при поддержка государства в августе 2022 года такими компаниями, как Toyota, Sony, NTT, SoftBank, для производства передовых чипов и освоения к 2027 году технологии 2 нм. В NTT, в частности, предлагают Rapidus внедрить основанную на фотонике технологию IOWN, которая «использует свет для передачи данных, работает быстрее и потребляет меньше энергии».

Важнейшим технологическим партером Rapidus является IBM. Партнерство, в рамках которого IBM предоставляет экспертизу, а Rapidus — производственные мощности, распространяется на ИИ-чипы и цепочки поставок с поддержкой США.

План правительства Японии согласуется со стремлением Вашингтона обеспечить стабильность цепочек поставок микросхем в ответ на стремительное развитие технологий в Китае. Он предусматривает субсидии, налоговые льготы и привлечение талантов. Как сообщили в Reuters, на прошлой неделе, три крупнейших банка Японии намерены предоставить Rapidus кредит в размере почти 13 млрд. долл.

Так как по масштабу производства Япония не сможет превзойти тайваньскую TSMC или южнокорейскую Samsung, нужно стремиться к разнообразию при небольших объемах, считают в NTT. Там рассчитывают также, что обещание Японии инвестировать 550 млрд долл. в США поможет выйти на рынок и занять свою нишу, несмотря на тарифную политику президента Дональда Трампа.