По мнению Тагира Яппарова, важно изменить подход вузов к созданию электронных образовательных ресурсов

Сегодняшнее образование начинает жить по законам бизнеса - на такой идее основывается подход "АйТи" к сотрудничеству с вузами. По словам генерального директора компании Тагира Яппарова, учебные заведения уже научились самостоятельно зарабатывать деньги: в прошлом году их доход от платных услуг превысил бюджетное финансирование. Логично рассматривать студентов как клиентов, а качество предоставляемых им услуг - как главное оружие конкуренции. Одним из способов повышения качества, по мнению Яппарова, должны стать информационные технологии.

Их в "АйТи" советуют применять в нескольких направлениях. Во-первых, Яппаров заявил о необходимости снизить аудиторную нагрузку на студентов, увеличив объем самостоятельной работы при помощи технологий электронного обучения. Он считает, что взаимодействие через университетский портал повысит интенсивность работы. Кроме того, при таком подходе большее число учащихся получит доступ к лучшим преподавателям.

Яппаров отметил также, что важно изменить подход вузов к созданию электронных образовательных ресурсов, которые сегодня чаще всего представляют собой переведенные в электронный вид лекции. Хороший ресурс, по его утверждению, невозможно создать силами одного учебного заведения, поэтому его разработка и поддержка должны осуществляться на межвузовском уровне. Электронные образовательные ресурсы должны, как считает Яппаров, не только стать инструментом учителя, но и обеспечить минимально приемлемое качество образования на периферии, где преподаватели часто имеют низкую квалификацию или попросту отсутствуют.

"АйТи-Университет"

Вуз, как и предприятие, требует управления ресурсами. Яппаров считает, что в ближайшие лет десять отечественным учебным заведениям бессмысленно предлагать типовую систему управления, так как руководство каждого из них уверено в индивидуальности своих требований. Поэтому в "АйТи" разработали комплексное решение "АйТи-Университет", которое можно внедрять отдельными модулями и интегрировать с уже существующими системами.

Первый уровень решения включает системы электронного деканата, бухгалтерии, электронного документооборота, управления персоналом, учета и контроля материально-технических ресурсов. Во многих вузах такие системы уже есть и, как полагают в "АйТи", внутренних ресурсов для их построения зачастую бывает достаточно.

Для более сложных задач Яппаров рекомендует приобретать сторонние разработки. Решение "АйТи" основывается на использовании смарт-карт, интегрированных с единым хранилищем данных и выполняющих функции идентификации, хранения информации и проведения безналичных платежей. Карты используются для прохода через турникеты, персонифицированного доступа к информационным киоскам, получения книг в библиотеке (книги при этом снабжаются радиочастотными метками), оплаты питания в столовой с учетом имеющихся у студента скидок и льгот, а также приобретения других продуктов и услуг внутри здания вуза.

В "АйТи" уже достигли договоренности с "Московским социальным регистром" о реализации данного функционала с помощью социальной карты москвича. Таким образом, вузовская карта сможет использоваться и для проезда в транспорте. Причем при отчислении студента информация будет автоматически поступать в "Московский соцрегистр", что предотвратит ныне распространенное незаконное пользование льготным проездом. То же самое в "АйТи" готовы сделать и с социальными картами других регионов. Нерешенной остается только проблема организации безналичных платежей. Для полноценного использования такой возможности необходима интеграция с банковским счетом, но пока "АйТи" не удалось прийти к соглашению с банками.

В конце 90-х компания уже пыталась предлагать вузам карточную систему, но в то время, по словам директора департамента смарт-технологий "АйТи" Александра Федина, они не были к этому готовы ни финансово, ни организационно. Сегодня интерес вырос. Элементы "АйТи-Университета" уже внедрены в Московском государственном строительном университете, Московском институте электронной техники, Российском государственном аграрном университете им. К.А. Тимирязева и Академии народного хозяйства.

Правда, все эти университеты получили крупные государственные гранты по программе "Инновационный вуз" и могут без труда позволить себе подобное решение, стоимость которого, по оценкам Федина, варьируется от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов. Представители других учебных заведений утверждают, что денег на это взять неоткуда. Ассистент кафедры физики Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского Виталий Мурашко заметил, что в вузах зачастую в принципе отсутствует статья расходов на ИТ.

"Может, она и есть, но мне об этом не говорят, а то ведь я начну требовать", - подтвердил его слова заведующий кафедрой информационных систем Пермской государственной сельскохозяйственной академии Алексей Козлов. Федин, со своей стороны, полагает, что вузы и без грантов достаточно зарабатывают на коммерческих услугах, а предлагаемое решение направлено как раз на повышение их качества, а следовательно, и дохода.

Инфраструктура

Наконец, завершающим этапом в информатизации вуза, согласно видению "АйТи", должна стать организация мультисервисной кампусной сети, которая включала бы высокопроизводительную магистральную транспортную сеть, сеть доступа на базе проводных и беспроводных технологий, многоуровневую систему мониторинга и управления сетевой инфраструктурой, виртуальную частную сеть и пр., центра обработки данных и систем интеллектуального здания.

Руководитель проекта "Промышленная автоматизация" компании "АйТи" Валерий Волобуев заверил слушателей в том, что все более востребованным в нашей стране становится внедрение интегрированной автоматизированной системы управления зданием с единой диспетчерской службой. Если раньше ее использовали только крупные предприятия, то сейчас за ними последовали гостиницы и офисные здания. По словам Волобуева, к данной практике пора обратиться и учебным заведениям: в вузах находится большое число людей, которым необходима не только физическая, но и техногенная безопасность. Кроме того, такие системы снижают количество персонала, требуемого для эксплуатации систем отопления, электро- и водоснабжения.

Специально для вузов "АйТи" предлагает также автоматизацию управления аудиторией. Базовое предложение состоит в интеграции системы карточного управления доступом с системой управления освещением. Окупаемость такого решения на десять аудиторий составляет приблизительно девять лет. Если же, кроме освещения, добавить управление электроснабжением, вентиляцией и отоплением, то средний срок окупаемости, как и для любой автоматизированной системы управления зданием, снизится до пяти лет.

Впрочем, к такой перспективе представители вузов в большинстве своем пока относятся скептически. Начальник информационной службы Тюменского государственного нефтегазового университета Максим Руденко убежден, что первоочередными задачами вуза являются привлечение абитуриентов, развитие услуг, структурирование информации, а организация диспетчерской службы нужна скорее предприятиям. Руденко заметил, что и Минобрнауки не дает никаких указаний относительно обеспечения безопасности. Пока к автоматизированным системам управления зданием проявил интерес только один вуз - МГСУ, где совместно с "АйТи" организована кафедра для подготовки специалистов по интеллектуальной автоматизации зданий.