Борис Нуралиев считает, что кризис будет таким же глубоким, как и в 1998 году, но растянется на более продолжительный срок А на вечерней пресс-конференции директор "1С" Борис Нуралиев подвел итоги работы за прошедшие одиннадцать с половиной месяцев.

Уходящий год Нуралиев охарактеризовал как "год хорошего роста и серьезного кризиса". По его расчетам, долларовые продажи "1С" увеличатся в 2008 году по сравнению с прошлым годом на 10% в России и на 11% в мире при снижении выручки в ноябре на 20%. В структуре продаж доля делового ПО вырастет на 7%, мультимедиа - на 34%, а занимающей доминирующее положение дистрибуции - на 6%.

Доля "1С" на рынке российского тиражного ПО (по оценкам IDC, он составляет около 2 млрд долл.), как утверждает Нуралиев, останется прежней - около 30% в розничных ценах с учетом как продуктов "1С", так и дистрибутируемых программ. Вплоть до октября включительно продажи коробочных продуктов в СНГ и Балтии в долларовом выражении росли по сравнению с 2007 годом, но в ноябре оказались ниже, а в период с 1 по 17 декабря - меньше, чем за декабрь 2005 года. По оценке Нуралиева, к концу месяца они превысят показатель 2006 года, хотя и не достигнут показателя 2007-го.

Продажи лицензий "1С:Предприятия" в долларовом выражении за первые 11 месяцев поднялись на 21%, однако в октябре они опустились ниже уровня 2007-го, а в ноябре - и ниже уровня 2006 года. Причиной падения выручки стал рост курса доллара и отказ клиентов от дорогих решений в пользу более дешевых - например, за счет меньшего числа рабочих мест. При этом теперь лучше продаются продукты на платформе 8, а не 7.7. В "1С" надеются, что продажи "1С:Предприятия" за весь месяц будут выше, чем в 2006 году.

В следующем году в "1С" намерены продолжить экспансию в сегменте крупных компаний. Так, в первом квартале выйдет "1С:Бухгалтерия 8" для средних и крупных предприятий с поддержкой обособленных подразделений. Одновременно Нуралиев подчеркнул, что для массового сегмента планируется выпуск большого числа недорогих продуктов на платформе 8.

Наиболее благополучными в условиях кризиса в "1С" считают бюджетные учреждения. Для них компания форсированными темпами готовит сразу три продукта: "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8", "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" и "1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8".

Годовой рост продаж отраслевых и специализированных решений на платформе 8, разработанных "1С" совместно с партнерами, составил 81 и 137% соответственно. Продажи отраслевых решений на основе системы "Управление производственным предприятием 8" в октябре - ноябре увеличились по сравнению с тем же периодом 2007 года на 29,5%. Хотя многие компании заморозили инвестиции в ERP, некоторые, по утверждению Нуралиева, отказываются от внедрения западных продуктов в пользу разработок "1С".

В период кризиса значительно увеличился интерес к решению для холдингов "1С:Управление корпоративными финансами". Также растет спрос на "1С:Машиностроение" и на решения для строительных и сельскохозяйственных компаний, сокращается - на решения для пищевой промышленности и полиграфии.

Отстаивая идею о том, что ИТ являются инструментом борьбы с кризисом, Нуралиев перечислил наиболее актуальные продукты "1С". Так, в "1С-Бухгалтерии" появилась вкладка "Центр антикризисного управления" с ежедневным набором отчетов для руководителя. Предприятиям, у которых нет гибкой ERP-системы, Нуралиев предложил обратить внимание на быстро внедряемые специализированные решения, такие как "1С:Консолидация". Наконец, он подчеркнул, что в кризис легче удержать старых клиентов, чем найти новых. Продажи "1С:CRM" выросли в сентябре - октябре более чем в два раза по сравнению с тем же периодом в 2007 году.

В рознице ситуация более стабильна. Продажи магазинов "1С-Интерес" пока растут. Сейчас в сети 41 магазин в России и один в Казахстане; до конца года будут запущены еще три, а в следующем году - 22 в России и три в Казахстане.

Выручка от игровых и мультимедийных продуктов, по данным за 15 декабря, в долларовом выражении повысилась на 29% без учета дочерних компаний и приобретенной "Буки". Нуралиев заметил, что уровень спроса позволил бы "1С" увеличить отгрузки в два-три раза. Тем не менее они притормаживаются, так как розничные сети, лишившиеся кредитов, неохотно выплачивают деньги поставщикам. В результате выручка от дистрибуции российского ПО увеличилась, а западного - в период с 1 января по 15 декабря - упала на 13%.

Нуралиев считает, что по масштабу кризис не уступит кризису 1998 года, к тому же растянется на более продолжительный срок. Большинство франчайзи, как и сама "1С", пока не прибегает к сокращению штата, хотя набор приостановлен или ограничен отдельными наиболее перспективными сотрудниками. Кроме того, во франчайзинговой сети прекратился рост заработной платы. В "1С" обещают сохранить модель работы через франчайзи и не изменять цены на основные продукты, хотя и анализируют возможность их привязки к курсу доллара.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями