Алексей Катрич: К таким выводам пришли участники круглого стола, организованного компанией "Крок", журналом "Директор информационной службы" и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.

"Сейчас нет возможности ждать, пока бизнес выработает новую стратегию на период кризиса. Необходимо организовывать встречи с руководством, выяснять у него текущие приоритеты бизнеса и исходя их этого выстраивать приоритеты ИТ", - порекомендовала Марина Аншина, начальник управления ИТ компании "Сибур – Русские шины". Ее коллеги советовали на период кризиса сократить горизонт ИТ-планирования до шести или даже до трех месяцев.

Как выяснилось, больным для многих ИТ-директоров оказался вопрос текущих расценок. По словам Алексея Катрича, управляющего директора по ИТ банка "Траст", согласно оценкам экспертов его подразделения, цены на ИТ в нашей стране завышены примерно на 30-40% по сравнению с европейскими. С ним согласились и другие участники. Когда рынок был на подъеме, компании и организации еще как-то мирились с таким положением дел, однако теперь они хватаются за голову и просят поставщиков умерить свои аппетиты.

Похоже, недовольство заказчиков стоимостью ИТ назревало не один год. Расходы на ИТ-поддержку стабильно росли, выделенные на нее средства "съедались" повышением цен на технологии и услуги, ростом зарплат и пр., в результате доля ИТ-бюджета, которую можно было потратить на новые проекты, постоянно сокращалась. По оценкам Катрича, если бы не кризис, то уже в следующем году в банке мог наступить момент, когда расходы на эксплуатацию поглотили бы весь ИТ-бюджет. Учитывая нынешние условия, он настоятельно рекомендовал своим коллегам заняться пересмотром цен.

По наблюдениям Константина Садовского, директора по ИТ группы компаний "Ореско", сейчас наблюдается интересная картина: с одной стороны, сторонние ИТ-поставщики, с которыми компания еще не работала, предлагают своему потенциальному клиенту очень хорошие условия, с другой – ИТ-поставщики, с которыми компания уже работает, заняли на удивление жесткую позицию.

В ИТ-службы многих предприятий от руководства пришла "разнарядка" - сократить часть ИТ-персонала с целью снижения издержек. Как это сделать разумно, без серьезных потерь? Участники дискуссии отметили, что увольнение наименее квалифицированных ИТ-специалистов окажется не столь эффективным шагом, ведь затраты на их оплату куда меньше, чем на оплату наиболее квалифицированных. Тем не менее, как считает Александр Смирнов, ИТ-руководитель компании "Макслевел", необходимо сохранить костяк ИТ-службы, чтобы не растерять знания о бизнес-процессах в компании. Свой сценарий предложил Садовский: часть ИТ-специалистов уволить, а потери компенсировать за счет приема на работу более высококвалифицированных сотрудников, уволенных из других компаний, предложив им заметно более низкую зарплату, чем они требовали до кризиса.

По словам ИТ-руководителей, во многих компаниях руководство решило заморозить или вовсе закрыть большую часть ИТ-проектов, а кое-где и все. По мнению Катрича, делать это следует очень осмотрительно, поскольку через год-полтора кризис завершится, и к тому времени компании должны быть готовы к новому рывку. В "Трасте" руководство решило продолжить приоритетные проекты, к которым были отнесены те, что связаны с развитием сервис-ориентированной архитектуры, с клиентской информацией, а также с "точечным", узкоспециализированным функционалом.

Смирнов считает, что сейчас, когда настали сложные времена, необходимо отменить все проекты, не соответствующие новым стратегическим или тактическим целям бизнеса. В его компании руководство решило сохранить всего два проекта: первый — потому что он скоро завершится, а второй — потому что оказался очень кстати в период кризиса, поскольку его реализация позволит сократить численность бухгалтеров и улучшить качество отчетности.

Аншина полагает, что если руководство предприятия уверено в полезности проекта для бизнеса, то его не отменят. Останавливать надо длительные и высокорискованные проекты и сохранять те, которые дают быструю отдачу. Особенно востребованными в период кризиса будут проекты внедрения систем управления дебиторской и кредиторской задолженностью, прогнозирования финансовых потоков, а также средства поддержки сбалансированных систем показателей.

Что до резервов для сокращения издержек, то они Аншиной видятся в централизации ИТ внутри холдинга. Это позволит, с одной стороны, сократить часть ИТ-персонала, а с другой — сохранить необходимое бизнесу качество обслуживания. Если же станет совсем туго с финансированием ИТ, придется пойти на сокращение объема или качества ИТ-услуг.

Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании "Крок", настоятельно рекомендовал активно использовать технологии виртуализации везде, где только можно. По его словам, виртуализация позволила его компании избежать новых затрат на оборудование, энергоснабжение, снизить загрузку на ИТ-персонал.

Заединов призвал весьма осмотрительно анализировать потребности и затраты компаний в области ИТ и не делать скоропалительных выводов. По его мнению, в некоторых случаях в результате реализации антикризисных мер затраты на ИТ могут даже увеличиться.

По мнению Катрича, вместе с сокращением издержек необходимо повысить эффективность расходования ИТ-средств. В первую очередь следует уменьшить излишки функционала, реструктурировать оплату лицензий и по возможности перейти на лизинговые схемы оплаты.

Очень интересен опыт сокращения издержек, о котором рассказал Садовский: в его компании существенное снижение расходов на ИТ удалось обеспечить благодаря изменению политики ИТ-поддержки VIP-пользователей. Как выяснилось, затраты на них были столь высоки, что после внесенных изменений ИТ-расходы на VIP-пользователей удалось снизить на 35%, в результате чего примерно на 15% уменьшились совокупные затраты на ИТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями