Александр Реут: В этом оказались единодушны участники круглого стола, посвященного хостингу корпоративных приложений в условиях кризиса, который организовала корпорация IBM при поддержке журнала "Директор информационной службы" и агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con.

Инфраструктурный хостинг, о котором шла речь на круглом столе, позволяет быстро развертывать бизнес-приложения (в том числе критически важные для бизнеса), делая это с относительно небольшими начальными инвестициями. Особый интерес он может представлять для территориально распределенных компаний, поскольку им наверняка требуется удаленный доступ к приложениям.

По наблюдениям Владимира Калмыкова, многие компании, арендующие площади в офисных центрах, сталкиваются с проблемой В список услуг инфраструктурного хостинга, предлагаемых подразделением IBM Global Technology Services, входят, в частности, предоставление оборудования (серверов, систем хранения, телекоммуникационных устройств и пр.), проектирование и развертывание ИТ-инфраструктуры заказчика в одном из центров обработки данных корпорации, предоставление ПО для мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой. При желании клиенты могут заказать услуги мониторинга оборудования, управления им, а также резервного копирования, обеспечения высокой доступности, обновления системного ПО и управления производительностью программных систем вплоть до СУБД и базовых модулей SAP. По словам Йорга Майнке, директора по сервисам российской группы IBM GTS, планируется, что очень скоро будет введен в строй российский ЦОД IBM, который станет одним из крупнейших в Европе.

Поскольку оборудование будет размещаться на готовой площадке поставщика услуг, предприятию-заказчику нет необходимости вкладываться в создание или расширение собственного ЦОДа или серверного помещения, в том числе в новое инженерное оборудование и дополнительное энергоснабжение (в крупных городах обеспечить его не так просто).

Оборудование для хостинга арендуется напрямую у вендора, поэтому отсутствуют наценки, которые наверняка имели бы место, если бы оборудование приобреталось через системных интеграторов (которые, в свою очередь, покупают его у дистрибьюторов). Кроме того, те же системные интеграторы заинтересованы в том, чтобы продать более дорогое оборудование с заведомо избыточными свойствами. В отличие от них поставщик услуг хостинга заинтересован в более интенсивном использовании размещенного на его площадке оборудования, поэтому избыточность вычислительных мощностей, которые берутся в аренду, наверняка будет ниже. Обслуживание инфраструктуры можно переложить на поставщика услуг, сэкономив таким образом на поиске и оплате труда высококвалифицированных ИТ-специалистов.

Наконец, одно из главных преимуществ инфраструктурного хостинга – низкие начальные затраты: заказчик, по сути, оплачивает оборудование и услуги в рассрочку. Это практически всегда выгоднее, чем разовая оплата, поскольку стоимость денег, которые надо выплатить в ближайшее время, заметно выше, чем денег, которые предстоит отдать в более отдаленной перспективе.

Впрочем, в условиях России не все так однозначно. Как отметил Александр Реут, ИТ-директор Останкинского мясоперерабатывающего комбината, успешному хостингу у нас зачастую мешает недостаточно высокое качество телекоммуникационных услуг, которые способны оказывать операторы, работающие в России. Кроме того, как полагает Владимир Калмыков, начальник отдела поддержки и развития приложений транспортной группы FESCO, многие компании, арендующие площади в офисных центрах, сталкиваются с проблемой "последней мили": владельцы этих офисных центров нередко заключают эксклюзивные соглашения с отдельными телекоммуникационными провайдерами и запрещают работать в зданиях тем провайдерам, с которыми хотели бы сотрудничать клиенты услуг хостинга. "Эксклюзивные" провайдеры, пользуясь монополией, навязывают клиентам свои условия, в результате затраты на телекоммуникации вполне могут сравняться с экономией, полученной благодаря хостингу, или даже превзойти ее. Впрочем, в подобных ситуациях в качестве временного решения можно использовать VPN-канал через Internet.

Отдельная проблема заказчиков услуг хостинга, как и всех клиентов аутсорсинга, - разработка договоров об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA) и контроль за их соблюдением. Как признались представители предприятий, дело это непростое – редко когда эти договоры занимают всего пару десятков страниц, как правило, это документы объемом в 100 и более страниц. Причем, как отметил Михаил Касрадзе-Панасьян, руководитель департамента ИТ банка "Кредит Европа Банк", зрелость ИТ-аутсорсинга, по сути, определяется опытом по заключению контрактов: заказчики услуг аутсорсинга получают его методом проб и ошибок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями