Эрик Оллман:

"Я встречался с Робертом, -- сообщил Эрик Оллман, научный директор компании Sendmail и автор популярной когда-то одноименной программы маршрутизации электронной почты для ОС Unix, с помощью которой Моррис и запустил своего червя. -- Он прекрасный парень и блестящий профессионал. Он ведет скромную жизнь. И я почувствовал, что ему неловко за содеянное".

Однако двадцать лет тому назад многие члены Internet-сообщества требовали примерно наказать Морриса, после того как написанный им червь блокировал работу около 10% всех систем, подключенных к Сети (см. "Великий Червь: как это было").

"Довольно интересно посмотреть на отношение людей к Моррису, -- заметил профессор Колумбийского университета Стив Белловин, работавший в момент атаки экспертом по безопасности Internet в Bell Labs. -- У некоторых его поступок вызвал приступ гнева, и они требовали для автора червя сурового возмездия. Другие же считали его действия глупой ошибкой и полагали, что не стоит отлучать талантливого человека от профессии".

В конечном итоге Моррис был осужден на три года условно. Его обязали выплатить штраф в размере 10 тыс. долл., а за нарушение федерального закона о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях, принятого в 1986 году, приговорили к 400 часам общественных работ.

"Вряд ли кто-либо думал, что у Морриса был какой-то злой умысел, -- считает профессор университета Пердью и директор университетского Центра образования и исследований в области информационного обеспечения и безопасности Джин Спаффорд. -- Но тем не менее, он намеревался распространять своего червя и пытался получить с его помощью неавторизованный доступ... Подобные деяния, вне всякого сомнения, являются неблаговидным поступком".

Даже те, кто выступал за уголовное преследование Морриса, в конечном итоге признали, что он понес слишком суровое наказание, особенно если учесть, насколько безобидным был его червь по сравнению с атаками, которые ежедневно обрушиваются на Internet сегодня. "С учетом того, что позднее творили другие, думаю, приговор был чрезмерно строгим, -- подчеркнул Спаффорд. -- Принимая во внимание незначительность совершенного правонарушения, Морриса можно было бы и освободить от наказания. Он заслуживает прощения, потому что впоследствии за всю свою жизнь ни разу не попытался извлечь для себя выгоды из того инцидента. Моррис раскаялся... И сделал достаточно успешную карьеру".

Специалисты по безопасности говорят, что не держат зла на Морриса, потому что он не желал нанести какого-то существенного урона.

"Моррис стремился привлечь внимание к проблемам безопасности Internet и желал показать, что к ним следует относиться серьезно, однако не учел при этом эффекта экспоненциального роста, лежавшего в основе стремительного распространения разработанного им червя", -- пояснил Белловин.

"Вряд ли все верили в то, что Роберт пытался разрушить Internet, -- заявил Оллман. -- Он был молодым студентом, склонным к необдуманным поступкам. В юности многие из нас поступают опрометчиво, но об этом не пишут на первой полосе The New York Times".