Стив Уэйнрайт: «Текущий объем продаж Freescale в России не очень велик. Хотелось бы видеть его значительно большим» Решение, к которому логика глобальной реорганизации привела новое руководство Freescale Semiconductor, можно назвать назревшим. Без малого год назад аналитики iSuppli в качестве главной причины неудач компании называли ухудшение позиций ее основного заказчика – корпорации Motorola – на рынке мобильных телефонов. Эту «ахиллесову пяту» Freescale в последние месяцы отмечали многие. Теперь в компании попытаются пристроить чипсеты для мобильных телефонов в хорошие руки путем продажи соответствующего подразделения или формирования на его основе совместного венчурного предприятия. Что же до собственного бизнеса Freescale, то он будет развиваться по трем основным направлениям: коммуникационные процессоры, а также микросхемы автомобильной и промышленной электроники. Касается это и России, где, по словам генерального менеджера Freescale в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Стива Уэйнрайта, на рынке представлено 95% продукции Freescale. В ходе недавней выставки ChipEXPO-2008, проходившей в столичном «Экспоцентре», было объявлено о расширении деятельности Freescale на отечественном рынке.

Тот факт, что одна из ставок делается на автомобильную электронику, неожиданным не назовешь – Freescale является номером один среди компаний полупроводниковой индустрии по объемам поставок микросхем автопроизводителям, контролируя 10,3% мирового рынка (данные Strategy Analytics по итогам 2007 года)Формально расширение вылилось в подписание двух новых дистрибьюторских соглашений с компаниями «Элтех» и «Симметрон" и увеличение штата московского офиса Freescale, в котором теперь около 100 человек. Намечена программа углубленного сотрудничества с российскими вузами. В частности, она предусматривает, что в трех университетах (двух в столичном регионе и одном в Томске) будут созданы «Лаборатории Freescale». Как заявил Уэйнрайт, цель Freescale в России – в течение ближайших четырех-пяти лет довести долю рынка до 5-6%, что примерно соответствует нынешнему положению дел в целом по региону EMEA. Текущий объем продаж на российском рынке, по его словам, не очень велик (цифры он сообщить отказался), и в компании хотели бы видеть его значительно большим.

Примерно в том же ключе Freescale реорганизует свою деятельность и на другом растущем рынке, в Китае – с той разницей, что на «китайском направлении» компания активизировалась гораздо раньше. Соответственно и масштабы операций Freescale в Китае иные. К примеру, производственное предприятие в Тяньцзине, где выполняются тестирование и корпусная упаковка микросхем, было открыто в 2001 году – еще до образования Freescale в результате выделения полупроводникового бизнеса из состава Motorola в 2004 году. Инженерно-маркетинговый центр Freescale в Шанхае появился на свет в 2005-м, а в октябре 2007 года открылся центр исследований и разработок в Ченгду.

Комплекс зданий для производства в шотландском Дамфермлайне был построен для корпорации Motorola еще в 1997 году, но к работе это предприятие с тех пор так и не приступило Дистрибьюторская сеть Freescale в Китае, судя по сообщениям из местных источников, также недавно подверглась реорганизации в рамках глобальной стратегии, предполагающей, что канал поставок будет развиваться быстрее прямых продаж непосредственно OEM-партнерам. «Кто может стать номером один на рынке в Китае, тот может стать и номером один во всем мире», – заявил в одном из интервью Хенри Ричард, директор Freescale по маркетингу и сбыту. Своим красноречием Ричард прославился еще в те времена, когда он отвечал за маркетинг в AMD, но в данном случае с ним трудно не согласиться. Во всяком случае, в первой двадцатке рейтинга лидеров мировой полупроводниковой индустрии по версии iSuppli, где Freescale фигурирует на 14-м месте по итогам прошлого года, вряд ли можно найти хотя бы одну компанию, в которой не признавали бы исключительную важность «китайской карты».

Если Россия и Китай - пусть и в разных «весовых категориях» - в общей картине реорганизации бизнеса Freescale играют роль светлых пятен, то некоторые иные регионы являют собой примеры прямо противоположного толка. И опять-таки это вполне соответствует нынешним тенденциям в полупроводниковой индустрии в целом. Нечаянное обретение лишних производственных активов в так называемых развитых странах стало в ней в последнее время обычным делом.

Желание избавиться от предприятия в шотландском Ист-Килбрайде, построенного в 1969 году, выказывали еще прежние руководители Freescale. С целью продажи этого предприятия был заключен контракт с американской компанией Colliers ATREG, уже имевшей к тому моменту опыт в поиске покупателей для подобного рода сделок с участием таких компаний, как IBM, LSI Logic, Sony, Fujitsu и т. д. Однако для производственных мощностей Freescale в Ист-Килбрайде, где все еще выпускаются микросхемы с использованием подложек диаметром 150 мм по 0,5-микронной технологии (и имеется перспектива внедрения техпроцесса с нормой 0,35 микрон), покупателя найти не удалось. Поэтому уже при нынешнем президенте и генеральном директоре – Рич Байер возглавил Freescale в марте 2008 года – было решено это отделение прикрыть.

Байер, кстати, когда анонсировалось его предстоящее вступление в должность, объявил, что собирается работать «со всей командой Freescale», опираясь на сложившуюся в компании культуру инноваций. Со всей командой, однако, получилось проработать недолго. Уже в середине мая стало известно о том, что будет закрыто предприятие в Темпе (шт. Аризона), выпускающее микросхемы для цепей питания мобильных телефонов по 0,4-микронной технологии с использованием 150-миллиметровых подложек из арсенида галлия. Через несколько дней в ирландских источниках появились сведения о вероятном закрытии дизайн-центра в Корке, где разрабатывались микросхемы и трансиверы опять-таки для устройств сотовой связи. Оба этих актива принадлежали еще корпорации Motorola и достались от нее по наследству Freescale.

В июне настала очередь «поставить точки над i» в вопросе с предприятием в Ист-Килбрайде. Одновременно с ним предпринимались попытки сбыть (также с помощью Colliers ATREG) и еще один завод, располагающийся неподалеку (около 60 км на северо-восток) – в Данфермлайне. Он также был построен для нужд Motorola – в 1997 году. Но к работе это предприятие с тех пор так и не приступило. Для него было закуплено и установлено энное количество инфраструктурного оборудования (бойлеры, холодильные установки, системы подготовки деионизованной воды, оборудование для переработки отходов и т. д.). Для «чистых комнат» была на 90% закончена укладка специального панельно-наборного пола, но дальше дело не пошло. Не увенчались пока успехом и попытки продать это предприятие, проект которого разрабатывался под производство микросхем с использованием подложек диаметром 200 мм с последующим переходом на 300-миллиметровые.

Трудно отделаться от мысли, что решение выставить на продажу бизнес, связанный с Motorola, было предопределено задолго до начала октября. Превращение Freescale из публичной компании в частную в конце 2006 года стало результатом сделки с консорциумом инвесторов во главе с Blackstone Group. Под номером два в списке участников консорциума фигурировала небезызвестная Carlyle Group. Инвесторы, выкупившие Freescale, как раз и подверглись впоследствии наиболее жесткой критике. Сумму в 17,6 млрд долл., рекордную для сделок подобного рода в ИТ-индустрии, называли сильно завышенной, но еще жестче характеризовались «родственные отношения» Freescale и Motorola.

«Зависимость от бизнес-показателей одного крупного заказчика является уязвимостью Freescale – недооценивать это было огромной ошибкой», – отмечал в июне нынешнего года экс-президент Cadence Design Systems, а ныне управляющий директор инвестиционной компании General Atlantic Рэй Бингем.

Нельзя сказать, чтобы в Остине совсем не пытались эту уязвимость преодолеть. Freescale удалось договориться о поставке чипсетов для мобильных телефонов компании Research In Motion. Весной говорилось также о том, что к концу 2008 года у Freescale появится еще один крупный заказчик, которому компания будет поставлять чипсеты с поддержкой стандартов 3G. Тем не менее вряд ли это могло успокоить инвесторов – особенно с учетом того, что положение Motorola на рынке мобильных телефонов продолжало ухудшаться. По данным Strategy Analytics, в первом квартале текущего года объем поставок мобильных телефонов Motorola упал на 33% по сравнению с предыдущим кварталом и почти на 40% по отношению к первому кварталу 2007 года. Доля рынка Motorola при этом снизилась до 9,7% – с 12,4 и 18,4% соответственно годом и кварталом ранее. Кончилось это тем, что в конце марта было объявлено о намерении отделить мобильные телефоны и аксессуары для них от всех прочих видов бизнеса путем создания двух независимых компаний на месте одной. В свете такого решения Motorola похожие действия Freescale выглядят еще более логичными.

Сокращение производственных мощностей естественным образом коррелирует и с выбором в пользу бизнес-модели fab-lite, которая, как отметил Уэйнрайт, определяет стратегический курс технологического развития Freescale на обозримую перспективу. По его словам, в компании планируют уделять больше внимания исследованиям и разработкам, связанным с архитектурными решениями и пополнениями продуктовых линеек Freescale. Что же касается перехода при изготовлении микросхем к более тонким техпроцессам или увеличения диаметра подложек, этим в компании намерены заниматься по большей части совместно с фаундри-партнерами – тайваньской корпорацией TSMC и сингапурской Chartered Semiconductor Manufacturing.

От сотрудничества с Motorola, по словам Байера, в Остине не отказываются. В соответствии с новыми договоренностями между компаниями, с Motorola снят нижний порог обязательств по закупке чипсетов у Freescale. В обмен на это Freescale получает «некую компенсацию» от Motorola. В общем, если бы не лишние производственные активы, все располагало бы к тому, чтобы на этом месте – как в старые добрые времена – выдать что-то умеренно-оптимистичное о перспективах обновленного альянса и поставить на том точку. Но времена сейчас другие – от лишних активов никуда не деться. Тем более что их наличие характеризует, как уже отмечалось, не столько Freescale, сколько в целом полупроводниковую индустрию. Следовательно, и конкурентов Freescale.

Начать можно с японской компании Renesas (7-е место в рейтинге iSuppli по итогам 2007 года). Так вот, в Renesas совсем недавно избавились от предприятия по выпуску микроконтроллеров для смарт-карт с использованием 150-миллиметровых подложек в немецком Ландсхуте. Правда, практичные японцы, можно сказать, сами вырастили себе покупателя – желание частично облегчить производственную ношу Renesas изъявили двое бывших сотрудников предприятия, которые собираются его перепрофилировать под выпуск аналоговых чипов и открыть фаундри-бизнес под названием Silicon Foundry Holding.

Другой характерный пример – компания NXP Semiconductors (11-я позиция в рейтинге iSuppli), история которой очень напоминает историю Freescale. В прошлом это был полупроводниковый бизнес Philips. Как и в случае с Freescale, его превратили в частную компанию путем продажи контрольного пакета акций инвестиционному консорциуму. Было это в 2006-м году. А в середине сентября года нынешнего выяснилось, что у NXP Semiconductors имеется столько лишних производственных активов, что сокращение их будет стоить компании 800 млн и затронет 4,5 тыс. сотрудников.

Если кто и смотрится удивительно на таком фоне, то это вовсе не Freescale, а скорее – возрождающаяся российская полупроводниковая индустрия с ее амбициозными планами (см., например, «Кремниевые куранты», Computerworld Россия, № 23, 2008). Остановившись в своем развитии полупроводниковых производств примерно на полтора десятка лет, Россия лишь в последнее время стала понемногу наверстывать упущенное. А ведь это были годы по большей части пресловутого «двузначного роста» для отрасли, уверенно шагавшей вперед, вооружившись всесильным учением Мура. Теперь получается, что Россия опять (и в этом, кстати, она тоже отличается от Китая) идет не в ногу с мировой полупроводниковой индустрией, в которой больше заняты не расширением производств, а «сбрасыванием лишнего веса». Впрочем, это тема для отдельного разговора.