По словам Феликса Мучника, российский рынок программного обеспечения наконец стал потребительским

Цифры были получены на основе опроса членов ISDEF, дистрибьюторов и регистраторов ПО и исследовательских агентств. Учитывались все российские компании, производящие тиражное ПО, в том числе и зарегистрированные за рубежом. Тем не менее исследование ограничивается представлением общей картины и не дает информации по отдельным игрокам. Член ISDEF, директор компании Famatech Дмитрий Курашев заявил: "Оценить объем рынка тиражного ПО можем только мы сами, так как все участники - очень закрытые компании".

По расчетам ISDEF выходит, что объем российского рынка тиражного ПО в минувшем году достиг 3,7 млрд долл., а продажи российских производителей тиражного ПО во всем мире составили 1,7 млрд долл. Последний показатель, по словам председателя правления ISDEF 2008 и генерального директора компании Alawar Entertainment Александра Лысковского, совпал с оценками российско-белорусской ассоциации компаний-разработчиков "Руссофт". По прогнозам ISDEF, в этом году рынок увеличится до 5 млрд долл., а в следующем - до 7 млрд долл.

Среди российских потребителей лицензионного ПО, по результатам исследования, 65% представляют корпоративные клиенты. На государство приходится 20%, а на физических лиц - 15%. Один из учредителей ISDEF, генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник заявил, что в следующем году доля физических лиц должна увеличиться. В ISDEF наблюдают, что они, как и малый и средний бизнес, проявляют "полную толерантность" к разыгравшемуся кризису. Темпы роста рынка, по словам Мучника, также не должны опуститься ниже 70%.

Отдельно Мучник представил результаты опроса, проведенного сайтом softkey.ru среди 3800 пользователей ПО этим летом. Половину участников в нем составили жители регионов. По сравнению с аналогичным опросом, прошедшм в 2005 году, доля респондентов женского пола увеличилась с 13% до 29%. Это, как отметил Мучник, свидетельствует о том, что российский рынок ПО наконец стал потребительским.

Самыми популярными ответами на вопрос "Что для вас программное обеспечение?" стали "уверенность в стабильной работе программы" (35%) и "возможность получения техподдержки и обновлений" (30%). В том, что все ПО должно быть лицензионным на домашнем компьютере, уверены 35% респондентов, на корпоративном - 38%. При этом 24% приобретают лицензионное ПО для домашнего использования раз в полгода, 22% - раз в несколько месяцев и 8% - раз в месяц; ни разу легальные программы для дома не купили 11% опрошенных. Наиболее приемлемые ценовые категории для ПО, по мнению респондентов, - это от 300 до 600 руб. и от 600 до 1000 руб.; каждая из них получила по 22% ответов. На сумму выше 3000 руб. готовы только 3,5% человек.

Лицензионное ПО для корпоративного использования, по данным того же исследования, никогда не приобретается в 55% случаев. Главная проблема в компаниях любого масштаба - дефицит бюджета. Существенную роль играет и нехватка квалифицированных кадров, на которую указали 14% представителей компаний с компьютерным парком от 50 до 500 машин.