Владимир Арлазаров выступает за введение электронного оборота унифицированных форм документов Толчком к дебатам послужило выступление Дмитрия Медведева на заседании Государственного совета РФ 17 июля в Петрозаводске, когда он указал на отсутствие «реальных подвижек» в создании электронного правительства.

Для того чтобы реализовать «план Медведева» и уже к 2010 году ввести в государственных организациях внутренний и внешний электронный документооборот, рабочая группа во главе с председателем подкомитета Ильей Пономаревым приступила к выработке Концепции создания комплексной государственной информационной системы взаимодействия государства с населением, итоговый вариант которой будет представлен президенту. Проект концепции на круглом столе представил его автор - член-корреспондент РАН и генеральный директор компании Cognitive Technologies профессор Владимир Арлазаров, занимающий в рабочей группе положение первого заместителя руководителя.

По словам Арлазарова, то, что сегодня понимается под электронным документооборотом, фактически является оборотом карточек на документы, а не их самих, то есть попросту осуществляется «контроль исполнения». Полностью электронного документооборота, на его взгляд, конечно, достичь не удастся, поскольку население все равно продолжит подавать информацию в бумажном виде. Но сделать так, чтобы эта информация немедленно переводилась в электронной вид и уже в таком формате обрабатывалась и передавалась внутри учреждений, он считает первостепенной задачей.

Главной целью, по мнению профессора, должен стать переход к так называемому «формообороту», то есть обороту стандартных форм, а не бумаг как таковых. Около 90% документов, задействованных в делопроизводственных отношениях государства и граждан, по его словам, допускают формализацию, что частично уже реализовано на уровне бланков. В проекте концепции говорится о необходимости привести все эти документы к «фиксированному количеству законодательно установленных стандартных форм», которые должны быть «унифицированы и машиночитаемы», что предполагает заполнение их от руки печатными буквами.

Унификацию форм, правил их заполнения и обработки предлагается проводить на уровне единого государственного реестра, на создание которого, по оценкам Арлазарова, уйдет год-два. За это же время, по его мнению, можно довести долю электронно обрабатываемых форм с сегодняшних 6% до 50-60%, а через пять лет – до 90%. Арлазаров отметил, что некоторые учреждения уже осуществили переход на формооборот. Так, он похвалил Пенсионный фонд за электронную обработку анкет в некоторых отделениях. Если предлагаемая концепция заработает в полную силу, страна, как подсчитали в Cognitive, будет экономить более 150 млрд руб. в год.

Прослушав тезисы проекта концепции, с комментариями выступили присутствовавшие на круглом столе эксперты. Так, президент компании «ДИСКо» Михаил Донской предостерег от ожидания скорых результатов. По его словам, год или полтора потребуется на обучение госслужащих работе с электронными документами, а далее «начнется привитие этой культуры у населения». Когда же она будет привита и перекинется с государства на общество в целом, у населения появится «вкус», а с ним и собственные требования. Этот последний этап удовлетворения требований населения, по мнению Донского, должен быть непрерывен и не повторять ошибки программы «Электронная Россия», недостатком которой Донской назвал как раз ее ограниченность во времени.

Руководитель аппарата комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Панов выразил опасение, что если концентрироваться на создании форм и их классификации, они будут устаревать прежде, чем начнут использоваться. Потому он предложил разработать универсальный язык создания новых форм. Руководитель лаборатории Института системного анализа РАН Галина Акимова отметила, что наряду с унификацией форм необходим инструмент адаптации электронных документов под нужды предприятий.

Одновременно с унификацией форм Донской посоветовал подумать и о создании стандартных программных средств их обработки. По его мнению, должно стать «неприлично» начинать разработки альтернативных автоматизирующих систем, поскольку это требует постоянного переучивания пользователей. Заместитель директора департамента Министерства связи и массовых коммуникаций Сергей Иванов возразил, что, разрабатывая унифицированную систему, можно не успеть за инновациями, по отношению к которым государство должно быть потребителем.

Со своей стороны Пономарев подчеркнул, что главная проблема сейчас имеет отношение не к ИТ, а к тому, как добиться согласованности между ведомствами и заставить чиновников использовать электронный документооборот. Кроме того, его введение, по словам Пономарева, неминуемо повлечет за собой изменение в законодательстве о госзакупках, электронной торговле и пр.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями