Евгений Лисицин, управляющий директор Nortel в России, странах СНГ и Балтии:

Сотрудники московского офиса Nortel представили 3 сентября результаты аналитических исследований, выполненных по заказу компании и позволяющих оценить влияние коммуникационных технологий с учетом их проникновения, экономической привлекательности, психологической готовности пользователей к восприятию продуктов и решений. Такие исследования важны как для формирования продуктовой стратегии компаний-производителей, так и для анализа эффективности их маркетинговой стратегии.

Исследование IDC, отчет о котором, The Hyperconnected – Here They Come!, опубликован в мае текущего года, охватило 2400 человек в 17 странах, включая Россию, которые работают в различных отраслях промышленности в компаниях различного типа и размера. Его результаты свидетельствуют о том, что 16% респондентов являются "гиперподключенными" пользователями, в то время как еще 36% относятся к категории "интенсивно подключенных" (наряду с этими в отчете рассматриваются еще две группы пользователей).

Гиперподключенные пользователи применяют, согласно определению IDC, для работы и в личных целях не менее семи устройств (включая офисные и домашние ПК, мобильные телефоны, КПК, телевизионные приставки), а также не менее девяти приложений - обмена мгновенными и текстовыми сообщениями, проведения Web-конференций, работы в социальных сетях и ряд других. Большая часть таких пользователей сосредоточена в США и Китае, а в регионе EMEA - во Франции. В России в течение последнего года отмечаются наиболее высокие темпы роста гиперподключенности. Аналитики IDC полагают, что в течение пяти ближайших лет доля пользователей данного типа может возрасти почти до 40%, причем предприятия среднего размера (от 100 до 1000 сотрудников) обладают значительным потенциалом их роста.

Пользователи, отнесенные к группе интенсивно подключенных, имеют доступ не менее чем к четырем устройствам и шести приложениям. Они активно работают с Web-сайтами и блогами, но существенно меньше, чем гиперподключенные, взаимодействуют с социальными сетями и применяют IP-телефонию. В России доля таких пользователей превышает мировой показатель.

Что же касается отраслей, то наибольшее число гиперподключенных пользователей насчитывается в компаниях, работающих в области высоких технологий и телекоммуникаций, а интенсивно подключенных – в финансовой сфере.

Среди задач, которые развитие коммуникаций ставит перед руководителями ИТ-подразделений, в IDC отмечают необходимость разработки ориентированных на бизнес стратегий, обеспечивающих максимальную для деятельности предприятий эффективность внедрения и использования новейших коммуникационных технологий; повышение уровней защиты и безопасности; установление партнерских отношений с поставщиками коммуникационных решений.

Исследование российского рынка, проведенное Comnews Research, свидетельствует о том, что в нашей стране сложились условия, способствующие более широкому использованию возможностей современных коммуникаций и базирующихся на них приложений.

Россия обладает наивысшим среди стран СНГ уровнем проникновения широкополосных технологий; во втором квартале текущего года он составил 5,2%. Однако это существенно меньше, чем в странах Евросоюза и США (24,4 и 23,9%). Важную роль играет смещение распространения широкополосного доступа из Москвы (23,1%) и Санкт-Петербурга (15,1%) в регионы. Ожидается, что в большинстве российских городов с миллионным населением уровень проникновения превысит 18% к 2012 году. Обострение конкуренции в данном сегменте способствует снижению тарифов, несмотря на измеряемую двухзначными показателями инфляцию, а следовательно, и росту доступности более высокого быстродействия передачи данных.

Прогнозируется рост количества пользователей услуг сетей сотовой связи третьего поколения. Их число может достичь 16,9 млн (10% от абонентской базы) к 2012 году и превысить 29 млн (18%) в 2016-м.

Развитие сетей WiMAX позволит увеличить уровень проникновения Internet с сегодняшних 12-14% от общего числа домохозяйств до 26-28% к концу 2012 года и до 32-34% к 2016 году, причем наиболее высокие показатели роста будут достигнуты в регионах со слабым развитием кабельной инфраструктуры.