Игорь Харлашкин:

Для обсуждения вопросов популяризации смартфонов компании ABBYY и Nokia организовали круглый стол "Перспективы рынка умных мобильных устройств", на котором предполагалось обсудить текущую ситуацию и ее развитие в ближайшем будущем. Что касается количества используемых устройств, то ответ на этот вопрос дает исследование, которое провела ABBYY. Сейчас доля смартфонов составляет около 6-7% московского рынка мобильных телефонов. В регионах показатели значительно ниже, и эта доля не превышает 1-2%. Поэтому перспективы роста есть и они очень велики, но темп приращения доли смартфонов пока еще достаточно скромен.

С другой стороны, в настоящее время российские пользователи смартфонов уверенно лидируют на европейском рынке по такому показателю, как подключение новых сервисов. Правда, зачастую пользователи активируют новые сервисы из обширного меню смартфона по ошибке. После события развиваются по двум сценариям: либо клиент продолжает пользоваться услугой, если она ему действительно понравилась, либо (получив первый счет) прекращает использование дополнительных возможностей.

Как отметил Игорь Харлашкин, бизнес директор направления мультимедиа российского Nokia, медленные темпы роста объемов продаж смартфонов можно объяснить низкой информированностью потенциальных покупателей. Чаще всего в точках розничных продаж продавец-консультант не в состоянии грамотно объяснить покупателю отличия "умного" мобильного устройства от обычного телефона. Поэтому сейчас основную массу покупателей составляют технически подготовленные люди, которые сами интересуются технологическими новинками. Положение усугубляется еще и тем, что даже на бесплатные семинары по обучению продавцов, которые регулярно проводит Nokia, приходит достаточно мало слушателей.

Между тем ситуация в скором времени может еще более усложниться. Компания планирует запустить сервис N-Gage, который предоставит пользователям огромные возможности. Среди них онлайн-игры, Internet-ресурсы, магазины, навигационные системы и многое другое. Часть из перечисленного уже доступна владельцам отдельных моделей смартфонов Nokia. Постепенно будет расширяться как список возможностей сервиса, так и число моделей смартфонов, поддерживающих эти возможности.

К примеру, сейчас сервис Nokia Maps бесплатно доступен для владельцев модели N95, предоставляя всю функциональность системы глобального позиционирования GPS на карманном аппарате. За дополнительные деньги предлагается только возможность голосовой навигации, когда путь подсказывает синтезированный голос, и "Путеводитель", который содержит дополнительную информацию об объектах на карте. Компания гибко подходит к формированию цен и предлагает лицензию как на год, так и всего на 30 дней. Первый вариант предпочтителен для использования в своем родном городе, а краткосрочная лицензия пригодится при поездке в другие города. Так же будут формироваться и цены на другие сервисы. Более того, было принято решение, что специально для России цены на большинство лицензий не должны превышать 10 евро. Аналогично работает сервис "Загрузить!", который является каналом поставки пользователю различного контента для его устройства.

На проблему низкого уровня знаний продавцов и покупателей обратил внимание в своем выступлении и директор по корпоративным проектам компании ABBYY Юрий Корюкин. ABBYY давно и успешно сотрудничает с Nokia, например часть моделей поставляется с предустановленным электронным словарем ABBYY Lingvo. Но несмотря на рекламу, об этом мало знают не только покупатели, но и продавцы. Со своей стороны Корюкин признался, что не в курсе всех возможностей, которые предоставляют современные устройства и поставщики услуг.

Но кто должен заниматься информированием потенциальных пользователей? Понятно, что расширение сервисов выгодно всем: будет больше продаваться смартфонов, производители программ будут получать лицензионные отчисления, а операторы связи - плату за трафик. Операторы связи справедливо отмечают, что, если новые сервисы будут совместимы с нынешними стандартами сетей мобильной связи, то все заработает само собой - достаточно производителям аппаратов и разработчикам программ прийти к соглашению. Некорректно же написанное приложение для открытой операционной системы смартфона может привести к неработоспособности аппарата или, теоретически, даже нарушить работу аппаратуры оператора.

Производители "трубок" ссылаются на то, что невозможно оперативно внести изменения в предустановленные сервисы аппарата. Поэтому, скажем, настройки для Yandex уже есть в аппаратах Nokia, а для стремительно набирающего популярность проекта "Одноклассники" - нет. И здесь была бы нелишней инициатива производителей программного обеспечения или владельцев контента, которые должны выходить на контакт с производителям аппаратов и следовать имеющимся стандартам. С другой стороны, многим представителям лагеря разработчиков рынок смартфонов представляется недостаточно емким, и они ждут, когда количество проданных устройств превысит некую величину, чтобы проект по переносу приложений оказался коммерчески рентабельным.