Не более 5% ИТ-руководителей могут похвастаться тем, что им удалось перенести в облако хотя бы половину своих приложений. Однако согласно ожиданиям Cisco, к концу нынешнего года число таких компаний сильно возрастет – во всяком случае, о подобных планах говорят 20% опрошенных. Среди причин, побуждающих к переходу в облако, ИТ-директора называют требования бизнеса к сокращению расходов, а также повышению производительности и гибкости.

Между тем, в J’son & Partners подчеркивают, что большинство российских компаний пока не готовы переходить на использование облачных сервисов. Об этом красноречиво говорят цифры: если отечественный рынок услуг ЦОД в целом составляет 9,8 млрд руб., то лишь 380 млн руб. из этой суммы приходится на «железные» облака – услуги IaaS.

Для сравнения вторичный хостинг – услуга по предоставлению виртуального сервера и обеспечению его круглосуточной работоспособности – аккумулирует в себе около 6 млрд руб.

Тем не менее аналитики признают, что сервисы IaaS становится все более популярной услугой в России. В ближайшие три года темпы роста данного рынка составят 150-250% в год, а общий объем рынка приблизится к 3 млрд руб.

«Комплекс опасений относительно облаков, часть из которых носит субъективный характер, отбрасывает нас в использовании облаков на несколько лет назад», — полагает Антон Пронин, руководитель отдела ИТ-сервисов компании «ТехноНиколь», уже несколько лет использующей различные SaaS- и IaaS-решения. Прежде чем опасаться облаков, следует измерить реальную безопасность своих ЦОД и серверных комнат, а также оценить качество внутренних сервисов. Во многих случаях сравнение будет не в пользу внутренних решений. Кроме того, реальную проблему представляют ИТ-специалисты, не желающие терять рабочее место и потому всячески дискредитирующие облачные системы.

«Проблемы облаков в России во многом носят системный характер», — продолжает Пронин. Недостаточное применение лучших практик в ИТ и низкий уровень внутренних процессов организаций предопределяют низкий спрос на облака. Провайдеры, в свою очередь, вынуждены поддерживать высокую цену на услуги, повышая их рентабельность. Это делает облачные услуги мало привлекательными даже для тех, кто в них заинтересован.

«Компании, мигрировавшей в облако, необходимы новые компетенции: теперь вы управляете не системами, а своим поставщиком», — отмечает Артем Плетнев, операционный директор по ИТ компании «Рольф». При этом преимущества, заявленные в теории, способны «выстрелить», но для этого должны совпасть многие факторы. В любом случае следует быть готовым к тому, что облака могут стать источником зла, по крайней мере, в глазах бизнеса. Многие из возникающих проблем будут связываться именно с ними.

«Гибкость в использовании сервисов IaaS весьма относительна: время выполнения заявки провайдером составляет пять рабочий дней», — делится Плетнев практикой работы в облаке HP. Разумеется, это и дешевле, и быстрее, чем традиционные сервисы, но у многих возникает вопрос, подходит ли такая гибкость под определение облака.

«Я не знаю, сколько серверов занимают системы, не забочусь об их поддержке – хотя и знаю, где территориально они находятся. Это явный признак облака», — говорит он.