Российский рынок ИТ-услуг в 2011 вырастет на 19% и составит порядка 4,9 млрд долл. Однако главная интрига, по мнению аналитиков из «Астерос», заключается в том, какой путь удовлетворения потребностей изберет бизнес – покупки ИТ-активов или использования сервисов по модели SaaS. В зависимости от этого определится лидер роста отечественного ИТ-рынка – сегмент оборудования или ИТ-услуг.
Фактически, 2010 год стал годом «ренессанса» для российского рынка ИТ-услуг, хотя его рост и был довольно скромным, составив не более 15%. Он завершил целую эпоху, которая ознаменована несколькими фактами.
Во-первых, как утверждают в «Астерос», «золотой век» внедрения ERP остался в прошлом. Пик внедрения классических ERP-систем пришелся на 2007-2008 годы. В кризис этот сегмент заметно сжался, причем не только из-за неблагоприятной экономической обстановки. Рынок корпоративных систем восстановится к 2012 году, но за счет внедрения решений CRM и бизнес-аналитики.
Во-вторых, ИТ-аутсорсинг не показал головокружительного роста. Именно на этот сегмент многие ИТ-компании (в том числе «Астерос») в течение последнего пятилетия делали крупные ставки. Однако его потенциал по-прежнему остается высоким – привлекательным этот сегмент делает развитие новых сервисов, которые в перспективе будут востребованы.
В-третьих, отмечается распространение технологии виртуализации. Без нее не обходится ни один строящийся в нашей стране ЦОД.
По оценкам «Астерос», в 2011 году движителями рынка ИТ-услуг станут сегменты системной интеграции и внедрения бизнес-приложений. На развитие рынка аутсорсинга, главным образом, будет оказывать влияние рост доли услуг по модели SaaS.
«Российский ИТ-рынок находится на перепутье. В течение двух лет обновление ИТ-оборудования и программного обеспечения откладывалось», - комментирует Михаил Эренбург, президент группы «Астерос». Как результат, потребности в модернизации ИТ сильно превышают ИТ-бюджеты предприятий. В этом кроется основная интрига – как российские предприятия будут решать эту проблему? Выбор инерционного сценария обновления ИТ за счет покупки оборудования и ПО приведет к росту их доли на ИТ-рынке. Вместе с тем отодвинется переход на новые модели доступа к ИТ-сервисам. Если компании предпочтут модель SaaS, бизнес не только удовлетворит свои накопленные потребности, но и получит дополнительное преимущество в виде низкой стоимости использования ИТ-сервиса по сравнению с приобретением ИТ-активов. «Вероятнее всего, в ближайшее время к услугам SaaS обратятся компании, которые склонны к экспериментам, открыты для применения новых технологий. Большая же часть клиентов консервативна и предпочтет наращивать парк ИТ», – резюмирует Эренбург.
Но независимо от варианта развития событий, в 2011 году не произойдет заметного перераспределения сегментов ИТ-рынка. Выбор явно проявится лишь в 2012-2013 годах.