Чем проще и быстрее становится поиск нужной информации в Google, тем сложнее пользователю сконцентрироваться и углубиться в изучаемый материал. А это снижает способность к запоминанию информации и обучению. Такое мнение отстаивает американский писатель и публицист Николас Карр.

Исследования, на которые ссылается Карр в книге «Мелководье: что Интернет делает с нашим мозгом» (The Shallows: what the internet is doing to our brains), показывают, что работа с поисковыми системами в Интернете влияет на активность головного мозга. Стимулируются части, отвечающие за процессы принятия решений – что полезно, например, для предотвращения возрастных изменений, но вместе с тем образующиеся шаблоны активности мозга затрудняют концентрацию внимания. Человек привыкает получать информацию в отрывочном виде.

Несмотря на всю пользу, которую приносит Google, «промышленный подход», в котором главной целью является максимально эффективное обнаружение необходимой в данный момент информации (и ничего сверх того) сужает возможности мозга, считает Карр. Не исключено, рассуждает он, что поиск следует затруднять, чтобы мозг не терял способности к обучению.