Как показывают результаты исследования, проведенного KPMG, приоритеты ИТ-директоров в послекризисный период заметно изменились. Занимаясь в первую очередь вопросами соотношения цены и качества, они также считают крайне важным использовать ИТ как инструмент преобразования бизнеса, создающий условия для внедрения инноваций и повышения производительности труда.
81% ИТ-директоров отмечает, что главным приоритетом должно быть максимальное использование возможностей ИТ для усиления рыночных позиций компании. 58% назвали таким приоритетом оптимизацию расходов, а 51% – управление портфелями активов. Впрочем, вполне возможно, что эти направления рассматриваются как компоненты одной общей цели – получения максимальной отдачи от инвестиций в ИТ.
Результаты исследования подтверждают смещение акцента в сторону «преобразующей», инновационной роли ИТ. По мнению 65% респондентов, информационные технологии могут обеспечивать инновационное развитие бизнеса. Примерно столько же ИТ-директоров считает, что ИТ способствуют повышению производительности труда. Более половины опрошенных также отмечает, что у ИТ имеется потенциальная возможность повышать степень удовлетворенности клиентов работой компании.
Однако не везде приоритеты меняются с одинаковой скоростью. Многие ИТ-директора компаний финансового сектора, традиционно находившихся среди флагманов по использованию инноваций, по-прежнему занимаются вопросами обеспечения операционной деятельности – управлением рисками и соблюдением регулятивных требований. Их коллеги в производственных компаниях, напротив, больше внимания уделяют поиску способов внедрения инноваций и совершенствования деятельности своих компаний с использованием возможностей ИТ. Это означает, что на данный момент времени приоритеты ИТ-директоров если не противоречат друг другу, то зачастую лежат в разных плоскостях.
Еще одной тенденцией стало возродившееся внимание к аутсорсингу. Оно свидетельствует о том, что ИТ-директора все больше стремятся использовать ИТ для того, чтобы их компании могли оперативнее реагировать на изменения в рыночной ситуации. Аутсорсинг как таковой перестал быть в центре внимания, превратившись в рутинную часть деятельности типичного ИТ-отдела. Вместе с тем, свыше двух третей опрошенных ИТ-директоров указали, что в будущем они собираются уделять намного больше внимания вопросам соотношения цены и качества, нежели сегодня. Еще большее число респондентов отметило, что намеревается предъявлять более жесткие требования к аутсорсинговым компаниям. Это лишь одно свидетельство смены приоритетов в деятельности ИТ-директоров, которые наконец-то начинают видеть в ИТ эффективный инструмент создания стоимости.
Есть такая область, в которой точки зрения ИТ-директоров практически полностью совпадают: это область кадровых ресурсов. Почти 90% опрошенных признало, что ценность ИТ заключается не только в технологиях, и назвали в качестве главной составляющей формулы эффективности именно персонал. На второе и третье места респонденты поставили программное обеспечение и процессы.
«Когда мы слышим о том, что ИТ-служба стремится сосредоточиться на вопросах создания стоимости, первое, что приходит в голову, это сокращение издержек», - говорит Борис Львов, руководитель отдела управленческого консультирования и ИТ КПМГ в России и СНГ. Однако сегодня в центре внимания ИТ-директоров две практически равноценные задачи. Во-первых, они пересматривают договоры аутсорсинга, целенаправленно занимаясь оптимизацией затрат. А во-вторых, они занимаются поиском возможностей для инновационного развития бизнеса с помощью ИТ. Уже прошло то время, когда ИТ считались просто инструментом повышения эффективности. Сегодня, по мнению ИТ-директоров, информационные технологии могут вносить непосредственный вклад в реализацию бизнес-стратегии и играть ключевую роль в процессе управления деятельностью компании. Соответственно, большинство ИТ-директоров хотело бы, чтобы их оценивали не только по результатам контроля за расходами, но и по вкладу в развитие бизнеса. «ИТ-службы пытаются найти новый баланс приоритетов между операционной деятельностью и внедрением инноваций, основанных на бизнес-целях», - заключает Львов.