Согласно прогнозам Goldman Sachs, падение общемировых расходов на ИТ в 2009 году составит 9%. Ранее в Goldman Sachs утверждали, что сокращение не превысит 4%, а другие мировые аналитические агентства придерживались еще более оптимистичной позиции. Более того, по мнению аналитиков, наибольшее снижение - до 12% - будет наблюдаться в развитых странах, тогда как в развивающихся странах данный показатель не превысит 3%. Однако по мнению многих российских аналитиков и участников рынка, падение отечественного рынка будет гораздо более болезненным: ожидается сокращение ИТ-затрат на уровне 30-70%. Главным приоритетом для всех без исключения ИТ-директоров на данный момент является снижение расходов. Успехи в этом направлении напрямую зависят от конкретных предпринимаемых мер.
В ювелирной компании «Адамас» управленческая выручка хозрасчетного ИТ-подразделения составляла в «мирное» время от 2,5 до 3 млн. долл. в год. С приходом кризиса хозрасчетная модель была отложена в сторону, а бюджет снижен в общей сложности на 45%. Как подчеркивает ИТ-руководитель компании «Адамас» Сергей Адмиральский, основной вклад в это снижение внесло сокращение ИТ-персонала с 49 до 27 человек. Это стало возможным в первую очередь за счет объективного снижения потребности в ИТ-услугах, вызванного уменьшением объемов основной деятельности и реорганизацией компании. Часть сотрудников была переведена на сокращенную рабочую неделю, часть выведена на договора подряда со сдельной оплатой, некоторые функции тарифицированы на сдельной основе и предложены штатным сотрудникам в качестве дополнительного заработка. Затраты на оплату труда вместе с налогами составляли в ИТ-бюджете более половины, и сокращение персонала сразу уменьшило бюджет на 14%. Вторым по значимости было снижение затрат на услуги связи – компания сократила количество офисов и упорядочила затраты на местную, междугороднюю и сотовую связь. Соответствующая статья в новом бюджете «похудела» на 35%, а весь бюджет сократился на 9%. Третья по значимости статья экономии – закупки оргтехники и расходных материалов, модернизация и ремонты. В результате централизации и сокращения персонала закупки снизились до 22% от первоначального уровня, вклад в общую экономию составил 6%. Компания также перешла на принципиально иную схему закупок. До кризиса оборудование и расходные материалы закупались у разных поставщиков, теперь большинство закупок идет через одного партнера. Объединение бюджетов позволило добиться от поставщика перехода на кредитную схему оплаты с отсрочкой платежа и хороших условий по поставкам.
Пересмотру подверглись практически все статьи бюджета, большое внимание было уделено и информационно-консультационным услугам. Пересмотр условий контрактов на поддержку и сокращение перечня используемых информационных источников позволили сократить общий бюджет еще на 4%.
Наконец, был секвестирован бюджет стратегической программы приоритетных ИТ-проектов. Программа содержала пять проектов: разработка новой версии производственной учетной системы, автоматизация управления ассортиментом в рознице, создание информационно-аналитической системы на платформе Cognos, электронный документооборот и дистанционное обучение. Было принято нелегкое решение продолжить финансирование только по проекту создания BI-системы, призванной разгрузить оперативные учетные системы от функции формирования отчетности и напрямую работающей на решение главной задачи управления бизнесом - обеспечения достоверной и актуальной информации для принятия решений. Остальные четыре проекта были заморожены, как не обещающие быстрой финансовой отдачи от внедрения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями