Интерес к процессному управлению среди российских компаний в последние годы только усиливается. В большинстве компаний ведется описание бизнес-процессов, некоторые из них создали специализированные подразделения для совершенствования бизнес-процессов, а лидеры уже завершили построение процессного управления, внедрив контроллинг бизнес-процессов. Как не раз доказано на практике, процессная организация деятельности служит важным фактором сохранения конкурентоспособности, а механизм совершенствования бизнес-процессов позволяет серьезно повысить эффективность компании. Это особенно актуально в свете усугубляющегося финансового кризиса.Для ускорения внедрения процессного управления наиболее эффективно использование информационных технологий, в частности, систем управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM).  Рост интереса к ним на российском рынке говорит о переходе многих компаний от описания бизнес-процессов к управлению ими. В процессе решения задач, связанных с внедрением процессного управления, многие компании создают специализированные подразделения, которые фактически являются внутренними консультантами по процессному подходу. И хотя большинство из них пока больше работает над описанием существующих процессов, вскоре их основной задачей станет совершенствование или реинжиниринг бизнес-процессов.

По данным IDS Scheer, в 70% компаний уже созданы «процессные» подразделения, а 24% находятся в стадии их формирования. Впрочем, кризис может внести некоторые коррективы в эти цифры в сторону уменьшения, ведь такие подразделения являются вспомогательными.

Тем не менее, формирование специализированных «процессных» подразделений не всегда дает повышение эффективности компании. Описать бизнес-процессы относительно легко, но когда дело доходит до их совершенствования, многие компании «спотыкаются». Это связано с тем, что совершенствование бизнес-процессов требует пересмотра существующих полномочий и ответственности, а также других организационных изменений. Выполнить все необходимые изменения в компании без поддержки топ-менеджмента сложно, а такая поддержка есть не всегда. Еще одна проблема совершенствования бизнес-процессов – недостаточное обоснование необходимости изменений. На практике очень редко можно встретить нормальное обоснование предлагаемых изменений, например, с расчетом возврата инвестиций, которое позволяет говорить с бизнесом на одном языке.

Как правило, описание бизнес-процессов используется для их дальнейшей регламентации и совершенствования деятельности. Также многие компании описывают бизнес-процессы при внедрении ИТ-решений. Интересно, что почти 29% компаний используют описание бизнес-процессов в процессе разработки системы менеджмента качества. Это означает, что эти компании действительно совершенствуют свои бизнес-процессы, а не ограничиваются лишь получением  формального сертификата.