17–21 сентября в Санкт-Петербурге прошла 52-я конференция Международной типографической ассоциации АТипИ (Association Typographique Internationale, ATypI) по теме «Старое Новое» (The Old •The New). На ежегодную конференцию со всего мира съезжаются шрифтовые и графические дизайнеры, издатели, типографы и все имеющие какое-либо отношение к шрифту. В этот раз прибыло более 300 человек из 33-х стран (Австрия, Аргентина, Белоруссия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Гонконг, Греция, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Мексика, Норвегия, Польша, Россия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция). В России конференция проходила впервые и была приурочена к юбилею начала реформы шрифта Петром I (1708—1710).
Как обычно, состояла из нескольких частей: семинары TypeTech/TypeTools Forum, мастер-классы, собственно конференция, выставки и кинофестиваль Typophile Film Fest 4. Выступления на основной конференции организаторы поделили по следующим темам: арабский (Arabic), кириллица (Cyrilliс), образование (Education), греческий (Greek), история (History), методы (Methods), другое (Other), люди (Personalities), возрождение (Revivals), экран/Интернет (Screen), Старое Новое (The Old • The New).
Все 9 выставок проходили в одном месте в одно время — в галерее «Этажи» (Лиговский пр-т, 74). Экспозиция состояла из таких частей:

  • TDC54 (Type Directors Club);
  • TDC22008;
  • ретроспектива работ шрифтового дизайнера Любви Кузнецовой (1928—2008);
  • работы участников фестиваля шрифтового дизайна и каллиграфии «Свято Кириллицi-2008»;
  • работы победителей международного конкурса шрифтов «Граншан-2008» (Армения);
  • работы победителей Всероссийского конкурса студенческих шрифтовых работ, организованного «ПараТайп» и посвящённого 300-летию гражданского шрифта;
  • проекты участников мастер-класса Linotype Type Design Workshop арт-директора Linotype Акиры Кобаяси;
  • работы студентов Северо-Западного института печати по курсу «Графическая археология и шрифт»;
  • проект Дианы Мисарян «Другие берега», каллиграфия и иллюстрация, посвящённая Владимиру Набокову;
  • работы лучших студентов курса Дмитрия Петровского (преподаватель курса шрифта и каллиграфии Института искусств филологического факультета СПбГУ).
Как заявлено на официальном сайте, проблема соотношения старого и нового в шрифтовом дизайне сегодня важна как никогда. Изменения вокруг происходят так быстро, что понять и принять их не успевают иногда даже сами дизайнеры, не говоря об остальной аудитории. В то же время, опасно гоняться только за новым и забывать про старое, складывавшееся и оттачивавшееся веками.
Буквы — это то, что с течением времени меняется, оставаясь при этом неизменным. Имея дело с буквами, надо очень хорошо знать их «анатомию», чтобы, меняя «одежду», не перекроить случайно «скелет». Их форма одновременно должна быть традиционной, чтобы сохранять узнаваемость, и современной, чтобы соответствовать окружающему. Следующая конференция «АтипИ-2009» пройдёт в Мехико. — Е. Кочкина