Применение SaaS расширяется от CRM и управления персоналом до таких областей, как управление закупками и даже ERP. В то же время по данным исследования IDC, 5% мелких и 15% средних компаний в течение ближайшего года планируют проекты по внедрению продуктов, предлагаемых по схеме SaaS. Этот подход весьма привлекателен для компаний SMB, признают аналитики. При этом мелкие компании больше всего заинтересованы в CRM-решениях, а средние - в HR. Тем не менее, перед вендорами стоят традиционные и весьма серьезные задачи, сопутствующие ориентации на SMB: организация соответствующих каналов распространения и позиционирование своих партнеров. Еще один важный фактор, который придется преодолеть, - озабоченность потенциальных заказчиков проблемой безопасности предлагаемых решений. До недавнего времени рынок SaaS был настолько незначителен, что крупнейшие вендоры "традиционных" ИТ-решений просто не обращали на него внимания. Сейчас ситуация изменяется: успех решений NetSuite, SalesforceСom и RightNow привлек к себе внимание многих вендоров. Хотя рынок по-прежнему относительно невелик, игнорировать его уже не представляется разумным. Ярким примером этого является выпуск SaaS-решения Microsoft Office Live.

"В России вокруг SaaS-систем разрастается все больший интерес, хотя еще и не наступил переломный момент, когда можно было бы говорить о том, что рынок уже сформирован", -- говорит Светлана Акимова, генеральный директор компании А-ТЕК, продвигающей в России локализованную версию NetSuite. Это связано не столько с новизной концепции решений, сколько с небольшим присутствием на российском рынке основных вендоров SaaS-систем, а также с недостаточной осведомленностью потенциальной целевой аудитории о возможностях таких систем.

"Основной проблемой развития данной модели распространения ПО в России является доверие клиентов к надежности и безопасности передаваемых на удаленный хостинг данных", -- считает менеджер по локализации ERP-решений Microsoft в России Алексей Готсданкер. Увеличение доверия российских клиентов к безопасности позволит вендорам и партнерам расширять список предлагаемых решений. Например, весьма перспективным направлением может стать интеграция программного обеспечения и онлайн-сервисов. Это позволит обеспечить клиенту огромное разнообразие услуг, а также существенно снизить их стоимость.

Стратегия по обеспечению безопасности решений состоит в том, чтобы защитить данные клиента на разных уровнях, как техническими, так и юридическими средствами, полагает Акимова. В целом же хранение информации на удаленных серверах для одних может быть преимуществом, а для других - недостатком. Например, немаловажным аргументом в пользу SaaS становится отсутствие случаев воровства коммерческой информации из таких систем.

Наибольший потенциал для обеспечения дальнейшего роста рынка SaaS-решений принадлежит современным компаниям сектора SMB, особенно это касается компаний с территориально-распределенной структурой, а также компаний, занимающихся электронным бизнесом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями