Павел Врублевский выразил готовность сотрудничать со всеми авиакомпаниями РоссииКомпания ChronoPay, поставщик платформ для электронной коммерции, сообщила о начале работы E-Avia — универсальной платежной платформы для бронирования авиабилетов в режиме on-line. Время выхода на рынок выбрано очень удачно: IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) обязала российских авиаперевозчиков полностью перейти на электронные билеты к маю 2008 года. Если авиакомпании не успеют этого сделать, то понесут убытки, и членство нашей страны в Ассоциации окажется под вопросом.

Сейчас в России с помощью электронных платежей продаются считанные авиабилеты, в то время как во всем мире темпы развития этого направления впечатляют. Во многих странах переход к электронному авиабилету практически состоялся. Как заявил вице-президент компании ChronoPay и руководитель проекта E-Avia Игорь Зворыкин, в сфере продаж электронных авиабилетов мы сейчас позади планеты всей, в том числе Африки, где по схеме «электронный билет — электронный платеж» продается более половины авиабилетов. По данным IATA, в 2005 году доля электронных авиабилетов, продаваемых через основную систему взаиморасчетов BSP, составляла приблизительно 40%, в 2006 году — 70%, а к 1 июля 2007 года — 84%.

В России электронные билеты предлагает компания «Аэрофлот», которая с 2005 года стала работать с универсальным ПО Sabre. В сентябре авиакомпания «Скай экспресс» тоже запустила систему бронирования и продажи билетов через Internet. Но продажи электронных авиабилетов в нашей стране пока нельзя назвать массовыми, в том числе из-за отсутствия удобных механизмов оплаты через Internet, защищенных от мошенничества. Внедрение универсальной платежной системы в сфере авиаперевозок призвано разрешить такие проблемы.

Это решение поддерживает Российский союз туриндустрии. По словам его президента Сергея Шпилько, платформа E-Avia станет первой ступенькой освоения электронных средств оплаты и в других областях турбизнеса, например послужит для оплаты страхового полиса и гостиничных услуг. Шпилько сообщил также, что некоторые представители турбизнеса пока с опаской относятся к нововведению, боясь потерять свои комиссионные.

Подчеркнем, что E-Avia — не система бронирования, а комплексное решение, которое может использовать любой российский авиаперевозчик. Принципиальная схема обслуживания такова: покупатель заходит на Web-сайт авиакомпании, запрашивает интересующую его информацию о наличии мест и стоимости перелета, после чего бронирует билет. Получив подтверждение брони, клиент нажимает на кнопку «оплатить» и автоматически переходит на сайт ChronoPay — E-Avia.ru. В этом случае ChronoPay выступает в роли шлюза для осуществления платежей. После проверки на предмет мошенничества или ошибки сведения пересылаются в банк-эквайер — посредник между платежными системами и остальной системой. Он, в свою очередь, выясняет платежеспособность клиента у банка-эмитента, в котором тот держит свои деньги. С этого счета в банк-эквайер переводится необходимая сумма, которая впоследствии поступает на счет авиакомпании.

Клиент регистрируется на рейс по паспорту, но может, например, по требованию посольства для оформления визы распечатать так называемый «маршрутный лист». Купить билет через E-Avia можно и из-за рубежа. Осуществить покупку за наличные при помощи E-Avia невозможно, поскольку в таком случае срок, на который бронируется билет, возрастает на неопределенное время.

Предполагается, что в новом проекте будут участвовать многие банки, которые имеют набор сертификатов и лицензий, необходимых для электронной торговли. Особенности новой платформы — возможность настройки параметров системы под конкретного заказчика и собственный круглосуточный контакт-центр, работающий на русском и английском языках. Выделение этой системы в отдельный проект должно обеспечить впечатляющее быстродействие: представители компании обещают, что с отправки данных покупателя до получения ответа по бронированию билета будет проходить примерно 8 с. Правда, сейчас даже у Lufthansa на это требуется около четверти часа.

Генеральный директор ChronoPay Павел Врублевский выразил готовность сотрудничать со всеми авиакомпаниями России, которые хотят внедрить у себя на сайтах систему E-Avia. Не назвав конкретных имен, он сообщил, что в течение месяца одна из десяти крупнейших отечественных авиакомпаний запустит эту систему, а работа еще с двумя авиакомпаниями находится в финальной стадии.

Представители ChronoPay обсуждают возможность сотрудничества с системами электронной коммерции WebMoney и «Яндекс.Деньги». Пока основной их недостаток — невозможность вернуть сделанный платеж. Павел Врублевский пообещал обсудить с ними этот вопрос, намекнув, что с WebMoney проблема должна решиться быстрее.