IDC больше 40 лет изучает рынок информационных технологий, взаимодействуя с поставщиками оборудования, программного обеспечения и ИТ-услуг во всем мире. Аналитики этой компании периодически проводят исследования и в нашей стране, но в связи с малой прозрачностью российского рынка и отсутствием полных данных о заключаемых контрактах оценка вызывала затруднения. Примерно год назад Лига независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) опубликовала результаты исследования «Цены на российском рынке ИТ-услуг — 2006», проведенного аналитическим центром REAL-IT. Оно послужило толчком к началу сотрудничества российской и зарубежной исследовательских фирм.

Сергей Карелов: «Перемещение в рейтинге на ступеньку вверх не стоит завышенных в полтора раза ожиданий рынка»«Мы приняли решение работать с ЛИНЭКС, поскольку ее методика оценки доходов поставщиков ИТ-услуг хорошо дополняет нашу методику, — пояснил Роберт Фариш, вице-президент IDC по России и странам СНГ. — Наша компания пытается стимулировать поставщиков к более тщательной подготовке исходных данных, поскольку конечный результат исследования полезен всем».

«Главным принципом работы аналитического центра REAL-IT является использование максимально надежных и проверенных исходных данных. Совместный проект просто обязан был родиться в нынешнем году, поскольку для дальнейшего развития российской индустрии ИТ требуется повышение качества аналитики. Я рад, что признанный лидер исследований ИТ-рынка согласился на реализацию с нами общего проекта», — заявил в ответной речи Сергей Карелов, председатель совета ЛИНЭКС.

Роль сегмента ИТ-услуг как локомотива развития всего ИТ-рынка становится очевидной. Продажи ИТ-услуг разных типов (в первую очередь, консалтинга и системной интеграции) стимулируют поставку оборудования и ПО. В результате растет необходимость в максимально точном определении объема рынка ИТ-услуг, его структуры и динамики. Но до последнего времени эта точность страдала из-за низкой прозрачности рынка и нежелания большинства российских компаний раскрывать финансовые показатели их ИТ-проектов. По словам Сергея Карелова, предоставляемые участниками рынка данные об объемах выручки в среднем завышаются в 1,5 раза. Совместная методика помогла уточнить эти цифры, а заодно выявить основные причины их завышения:

  • желание занять более высокое место в рейтингах;
  • неадекватное вычленение ИТ-услуг в контрактах на системную интеграцию;
  • включение в состав ИТ-услуг поставок запчастей в рамках сервисных контрактов;
  • зачет в свой актив стоимости услуг, переданных на исполнение субконтракторам;
  • ошибочное толкование отдельных видов ИТ-услуг, сформулированных в анкетах IDC.

Любопытно, что завышение выручки от продажи ИТ-услуг можно описать гиперболическим графиком: самые крупные игроки рынки завышают ее на целых 80%, а самые мелкие сообщают реальные цифры. Методика ЛИНЭК позволила учесть расхождение в расчетных и декларируемых оценках, для чего статистически были обработаны следующие показатели:

  • затраты на оплату труда специалистов отдельных категорий;
  • процент участия специалистов отдельных категорий в проектах;
  • коэффициенты загрузки специалистов отдельных категорий в проектах;
  • маржинальность проектов оказания услуг разных типов.

Эти показатели были определены для трех категорий сервисных ИТ-компаний, представленных на отечественном рынке: международные, влиятельные российские и остальные. На основании полученных данных для каждой опрошенной фирмы рассчитывалась среднее значение выработки в пересчете на одного сотрудника, занятого в предоставлении ИТ-услуг. Как оказалось, диапазон значений средней выработки варьируется от 36 до 209 тыс. долл. в год.

Сравнение декларируемых и расчетных данных позволило ввести в методику оценочный коэффициент «Соответствие декларированной компанией выручки критериям ее отнесения к ИТ-услугам». Он обозначается (по аналогии с международной классификацией отелей) числом звездочек. Высшая оценка, «пять звезд», говорит о том, что декларируемая выручка превышает расчетную менее чем на 25%. «Четыре звезды» присваивают компаниям, у которых эта разница составляет от 25 до 49%. «Три звезды» соответствуют расхождению 50–74%, «две звезды» — 75–99%, наконец, «одной звезды» удостаиваются фирмы с расхождением более 100%. Оценку «пять звезд» получили семь компаний, в том числе IBS, «Борлас» и EPAM-Systems.

Корректировка результатов опроса производилась следующим образом: если декларируемый доход фирмы оказывался ниже расчетных данных, в исследовании учитывалось заявленное значение. Стоит отметить, что в число таких поставщиков услуг попали Siemens Business Services, «Квазар-Микро» и «Сибинтек». А для большинства компаний, показавших объем доходов больше расчетного, принималось во внимание расчетное значение выручки.

IDC запрашивала у респондентов данные о проектах, реализуемых в отдельных секторах рынка, о доле работ, переданных на субконтракт и выполненных как оффшорные заказы. Во избежание дублирования подсчетов услуга, оказанная в рамках какого-либо контракта, учитывалась лишь один раз. Кроме анкетирования использовались такие способы получения информации, как интервью с представителями индустрии, финансовые отчеты и т.д. Аналитики взвешивали источники и выбирали, по своему усмотрению, максимально достоверные.

Всего в совместном исследовании были проанализированы данные 69 ИТ-компаний, а по 53 из них были произведены корректировки по методике ЛИНЭКСа. Если бы IDC проводила исследование по старой схеме, она получила бы далеко не верные данные, в соответствии с которыми российский рынок ИТ-услуг вырос в 2006 году более чем на 40%. В результате уточнения аналитики сделали вывод о снижении темпов развития рынка до 23,2% (исследование IDC за 2005 год показало прирост этого сектора на 29,9%).

Общий объем выручки российских поставщиков ИТ-услуг в прошлом году достиг 2,99 млрд долл. Из них 30,8% обеспечила разработка заказного ПО (включая мобильный и Web-контент), 24,9% — услуги системной интеграции (по классификации IDC), 21,1% — инсталляция и поддержка аппаратного обеспечения. Самыми быстрорастущими признаны сегменты аутсорсинга информационных систем и ИТ-консалтинга (примерно 25% прироста за год), а наименее динамичным — направление профессионального ИТ-образования и тренингов (порядка 15%).

Самым неожиданным оказалось то, что после применения уточняющей методики компании в основном сохранили свою очередность в рейтинге ведущих поставщиков ИТ-услуг. Для большинства участников исследования IDC результатом «корректирующих процедур» стало перемещение на одну позицию вниз. Сергей Карелов так прокомментировал изменения в рейтинге IDC: «Перемещение всего на одну ступеньку вверх не стоит завышенных в полтора раза ожиданий рынка и вытекающих из этого проблем. Дальше врать самим себе опасно и невыгодно. Рынок выходит из детского возраста, и мерилом его зрелости должна стать открытость финансовых показателей». Посмотрим, услышат ли его призыв российские провайдеры ИТ-услуг, и уменьшится ли спустя год количество игроков, удостоенных скромных «нашивок» в одну-две «звезды».


Десятка ведущих российских провайдеров ИТ-услуг в 2006 году

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями