КТО ИЗ РОССИЙСКИХ операторов и корпоративных заказчиков, вознамерившихся развернуть сложную территориально распределенную сеть, не сталкивался с проблемой детального тестирования ее будущей конфигурации! Приглашаются многоопытные эксперты и консультанты для оценки тендерных предложений, вендоры и системные интеграторы обрушивают на заказчиков весь арсенал своих маркетинговых инструментов и даже предлагают подробные расчеты характеристик будущей сети, используются сведения об аналогичных зарубежных проектах и публикации в профессиональной прессе... Однако вопросы остаются.

Как будет работать то или иное оборудование в конкретной сетевой среде? Окажутся ли разные устройства совместимыми друг с другом? Какими будут параметры трафика в условиях реальной эксплуатации? Какие проблемы и при каких обстоятельствах могут возникнуть и как их предотвратить? Большая часть этих и многих других вопросов обычно остается без ответа до завершения монтажных и пусконаладочных работ.

При организации действительно крупных сетей стендовые испытания и построение фрагментов будущей инфраструктуры в лабораторных условиях практически бесполезны — реальная сетевая среда всегда сложнее «домашних заготовок». Провести же полномасштабное тестирование нескольких альтернативных решений не удается по финансовым соображениям. При этом цена ошибки весьма высока. Неудачная конфигурация сети может привести к незапланированно высоким эксплуатационным расходам либо к неудовлетворительному качеству услуг связи. В итоге же сроки возврата инвестиций увеличиваются в несколько раз, а иногда окупить затраты и вовсе не удается.

Но теперь, кажется, выход их тупика наконец-то найден. Помощь российским заказчикам в проведении независимой экспертизы сетевых решений, в тестировании и проверке конфигурации сложных телекоммуникационных комплексов готов оказать исследовательский центр одного из крупнейших западноевропейских операторов — British Telecom. О доступности соответствующей услуги для отечественных пользователей объявила на выставке «Связь-Экспокомм 2003» компания Ruslan Communications.

Решение заняться экспертизой проектов, которое для операторов и крупных корпоративных заказчиков оказалось как нельзя кстати, руководство BT приняло не от хорошей жизни. Кризис, поразивший телекоммуникационные рынки развитых стран, вынудил крупных игроков реструктуризировать свой бизнес и заняться поиском новых источников дохода. В British Telecom кульминация этих процессов пришлась на весну прошлого года, когда в рамках компании были созданы четыре независимых подразделения. Одно из них, BTexact (со штаб-квартирой в Ипсвиче), и занялось продвижением услуг тестирования сетевых конфигураций в качестве самостоятельного рыночного продукта, а также разработкой ПО для операторов связи.

Целесообразность развития этого направления бизнеса связана еще и с тем, что из-за резкого падения спроса на услуги связи у крупных операторов образовались буквально залежи неиспользуемого оборудования, которое могло бы приносить доход. Тестирование конфигурации сложных телекоммуникационных комплексов — один из сценариев его получения.

Вряд ли надо доказывать, что компании ранга BT под силу построить практически любую сетевую инфраструктуру. Соответственно, в техническом отношении ограничений на типы решений, подвергаемых экспертизе в BT, практически не существует. В случае положительных результатов тестирования выдается соответствующий сертификат на конфигурацию и ей присваивается логотип BT accredited. Кроме того, российским операторам на условиях лицензирования будут доступны разработанные и запатентованные British Telecom технологии тестирования медных кабельных линий, выявления сбоев в функционировании сетей, учета сетевого и телекоммуникационного оборудования, а также средства управления сетями VPN, построенными на базе протокола IP.

По словам Бориса Сатовского, генерального директора Ruslan Communications, подписанию агентского соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которым эта фирма будет представлять интересы подразделения BTexact в России и других странах СНГ, предшествовали многомесячные переговоры. Основная причина нерешительности BTexact в принятии решения — незначительный по западноевропейским меркам объем российского рынка сетевых и телекоммуникационных проектов. Сатовский считает, что на первых порах BTexact может рассчитывать на одного-двух российских заказчиков в квартал. Однако, как говорится, лиха беда начало.

По предварительным сведениям, услуги BTexact обойдутся примерно в 10% стоимости тестируемого проекта, причем при необходимости провести экспертизу двух или трех альтернативных тендерных предложений базовая цена вырастет незначительно. Принципиальным моментом является то, что Ruslan Communications рекомендует отечественным компаниям обращаться к услугам BTexact независимо от конкретного исполнителя проекта. Другими словами, получив сертификат BT accredited, российские пользователи смогут заказать строительство сети любому сетевому или системному интегратору.


Контроль за автомобилями

Помимо соглашения с BTexact, фирма Ruslan Communications, отмечающая в этом году свое 10-летие, представила на выставке «Связь-Экспокомм» собственную распределенную систему контроля за автомобильным транспортом AUTO-TRACKER. Продукт позволяет в режиме реального времени из различных пространственно разнесенных диспетчерских пунктов контролировать местонахождение и состояние транспортных средств, а также влиять на их движение.

Транспортные средства передвигаются по заранее заданным маршрутам и расписаниям, отклонения от которых фиксируются в базе данных системы. Такое событие может привести к выдаче предупреждающего сигнала на пульт управления, мобильный телефон либо подключенный к Internet компьютер, к передаче голосового сообщения водителю транспортного средства или даже активному вмешательству AUTO-TRACKER в управление автомобилем (например, к прекращению подачи топлива или включению противоугонной сигнализации).

Система опирается на сеть мобильной связи стандарта GSM, то есть работает на ее территории покрытия. Вся маршрутная информация загружается в установленный на автомобиле бортовой модуль. Он непрерывно определяет координаты и скорость движения автомобиля, а также состояние контрольных датчиков. Сравнивая эти данные с заложенными в память устройства параметрами маршрута, бортовой модуль автоматически передает в базу данных AUTO-TRACKER зашифрованные сведения о прохождении маршрута и состоянии груза, результаты диагностики всех систем автомобиля (при соответствующей настройке) и т. д.

Бортовой модуль отличается крайне низким энергопотреблением, что позволяет эксплуатировать его длительное время при выключенном двигателе. Кроме того, он остается работоспособным в диапазоне температур от -40 до +50 ?С. Для организации диспетчерского пункта достаточно персонального компьютера с Web-браузером и средством выхода в сеть GSM.

По мнению представителей компании-разработчика, описанный продукт в первую очередь будет полезен организациям, специализирующимся на транспортных перевозках. Скажем, к системе уже проявили интерес частные службы такси.