Интерес инвесторов к универсальным Internet-порталам иссяк. Чуда не произошло — компании, действующие в русле новой экономики, не нашли способа напрямую преобразовать количество посещений Web-узлов в реальную прибыль. Сейчас инвесторы уже не субсидируют проекты бесплатного хостинга и электронной почты или создание развлекательных сайтов. Порталы для «халявщиков» вышли из моды. Однако последний (наиболее яркий) представитель этого класса Web-проектов — портал Mail.ru. — все еще держится на плаву и даже развивается.

Весной нынешнего года фирмы Port.ru и Netbridge, которые владели значительной частью «раскрученных» развлекательных ресурсов Рунета, объединились под торговой маркой Port.ru. Это было воспринято многими как последняя попытка вывести бизнес из штопора, вызванного общим кризисом «дот-комовской» пирамиды. Российские Internet-компании, специализирующиеся на привлечении посетителей для продажи рекламных баннеров, смекнули, что дальнейших безоглядных инвестиций больше не будет, и стали оптимизировать свои расходы. Это вылилось в закрытие дублирующих друг друга ресурсов, упразднение брэндов и сокращение персонала.

О начале этого процесса объявила в апреле и объединенная компания Port.ru, а завершился он, как сообщалось, в середине октября. Кроме интеграции двух ранее независимых бизнесов было в очередной раз изменено название компании (теперь это Mail.ru) и структурированы названия компонентов обновленного портала. Сейчас они состоят из уникального имени и единого суффикса — авто@mail.ru, почта@mail.ru, каталог@mail.ru и т. д. Еще одной особенностью представленного портала является структурирование всех информационных ресурсов по темам каталога. В результате появилась возможность делать перекрестные ссылки «внутрь» ресурсов. Так, в разделе авто@mail.ru ссылки указывают на соответствующий раздел каталога, тематические форумы и дискуссии. Соответственно достигается интеграция всех компонентов портала в единое информационное пространство.

Хотя единый поисковый механизм был представлен как одна из новых функций портала, некоторое время этот механизм не работал. Вообще говоря, поиск остается одной из главных технических проблем Mail.ru, поскольку у компании до сих пор нет собственной поисковой технологии. В настоящее время идет тестирование нескольких вариантов: на момент завершения интеграции портала поиск по внутренним ресурсам выполнялся на Yandex Site, а по внешним — через Rambler. В результате, несмотря на разветвленный каталог и контекстные ссылки, быстро найти содержащуюся в портале нужную информацию удается не всегда.

Объединенной компании пришлось интегрировать и технический базис, так как ранее хостинг серверов Netbridge осуществлялся в Москве, а Port.ru — в Санкт-Петербурге. Сейчас все информационные ресурсы сосредоточены на 86 серверах, расположенных в Москве на технической площадке провайдера Golden Telecom. Они работают под управлением различных клонов UNIX — FreeRSD, Linux и даже Solaris. Ежедневно обрабатывается около 5 млн Web-страниц; правда, более 60% запросов генерируется самой почтовой системой Mail.ru.

Следует отметить, что после интеграции портал Mail.ru стал очень похожим на один из первых российских порталов InfoArt, который был куплен стратегическим инвестором (все тем же холдингом Golden Telecom). На Mail.ru применяется схожая система навигации и регистрации пользователей, только на первой странице вместо новостей размещается информационный каталог. Генеральный директор Mail.ru Евгений Голанд утверждает, что проект вышел на самоокупаемость, а иногда и приносит доход, но дальнейшее будущее портала, скорее всего, зависит от поиска стратегического инвестора. Пока он не найден, очень сомнительно появление в Рунете другого универсального портала такого же уровня, как Mail.ru.