11.04.2017 20:25

372 прочтения

Более половины пациентов готовы к лечению с помощью роботов

Согласно результатам исследования PwC, большинство пациентов готовы получать медицинские услуги с применением передовых технологий, обладающих достаточным потенциалом для трансформации системы здравоохранения, направленной на повышение качества, оперативности и доступности врачебной помощи. 

В опросе, проведенном в ноябре 2016 года агентством YouGov по заказу PWC, приняли участие более 11 тыс. человек из 12 стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Во всех рассматриваемых регионах более половины респондентов (55 %) выразили желание пользоваться передовыми компьютерными технологиями или взаимодействовать с оснащенными искусственным интеллектом роботами, которые могут отвечать на вопросы, брать анализы, ставить диагноз и давать рекомендации по лечению.

Основные выводы исследователей гласят, что пациенты готовы активно взаимодействовать с искусственным интеллектом и роботами, если это повысит доступность медицинских услуг. Одним из ключевых факторов такой готовности являются быстрые и точные диагноз и лечение. Необходимым условием распространения и широкого применения данных технологий является доверие пациента, для которого зачастую очень важно живое общение с врачом.

В ходе изучения ответов респондентов было выявлено определенное различие в предпочтениях граждан развитых и развивающихся стран. Пациенты из стран с устоявшейся, а следовательно, менее гибкой, системой здравоохранения (Великобритания и Западная/Северная Европа) не против взаимодействия с автоматизированным поставщиком медицинских услуг, однако они не продемонстрировали энтузиазма, который показали жители развивающихся стран, где сфера здравоохранения все еще находится на стадии формирования и становления.

Результаты исследования показали, что даже в операционной респонденты готовы доверить проведение несложных хирургических манипуляций роботу вместо врача (от почти половины до 73 % всех респондентов). Участники опроса из Нигерии, Турции и Южной Африки больше остальных хотели бы быть прооперированными роботами (73%, 66% и 62% соответственно), а вот жители Великобритании согласились бы на это с наименьшей охотой (36 %).

Возможно, вполне закономерно, что при ответе на аналогичный вопрос о серьезных, сложных операциях, таких как замещение коленного или тазобедренного сустава, удаление опухоли или хирургия сердца, многие респонденты предпочли опытные руки врача. Тем не менее многие не возражают против того, чтобы и сложные операции проводились роботами: от 69% в Нигерии до 40% в Нидерландах и 27% в Великобритании.

В ходе опроса также были проанализированы ключевые факторы, обусловливающие желание или нежелание пациента пройти медицинскую процедуру или получить медицинскую помощь с применением искусственного интеллекта или робототехники. Так, в основном респонденты были готовы обратиться к роботам, чтобы легко и быстро получить доступ к тем или иным медицинским услугам (36%), а также быстро узнать точный диагноз (33%). К основным причинам, останавливающим респондентов, относится отсутствие уверенности в способности роботов принимать решения (47%) и нежелание отказаться от живого общения с врачом (41%). Несмотря на то что в разных странах показатели варьировались, приведенные выше два основных преимущества и два главных недостатка были выделены респондентами именно в таком порядке во всех регионах за исключением Саудовской Аравии и Катара, где самым главным недостатком было признано отсутствие живого общения с врачом.

По мнению аналитиков, государственным органам необходимо разработать обязательные стандарты качества и регуляторные нормы, применимые ко всему сектору здравоохранения, а также соответствующую систему мотивации для перехода на новые методологии. Врачи и медицинские работники должны изучить потенциал искусственного интеллекта и робототехники, а также возможности использования данных технологий в своей практике и их внедрения в экосистему здравоохранения; они не должны противиться переменам. Пациенты же должны привыкнуть к присутствию искусственного интеллекта и роботов в медицинских учреждениях и осознать все выгоды от такого взаимодействия человека и машины.

Компании частного сектора, разрабатывающие искусственный интеллект и робототехнику, должны предлагать решения в области таких актуальных для всех систем здравоохранения проблем, как удовлетворение растущего спроса на медицинские услуги и обеспечение соответствующих ресурсов. По сути, предоставляя решения на основе искусственного интеллекта и робототехники, частные компании получают возможность кардинально изменить облик сектора здравоохранения к лучшему.

Руководители институциональных органов здравоохранения должны подготовить статистику, оценить успешность и эффективность применения новых технологий и приоритизировать желания и потребности пациентов.

 

blog comments powered by Disqus