Михаил Бахтин: "Мне бы хотелось, чтобы в стране наконец появился электронный справочник взаимодействия лекарственных средств" 

Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, ответил на вопросы MedIT

Считаете ли вы необходимым принятие закона о телемедицине, легализацию дистанционного мониторинга состояния здоровья и других форм удаленного взаимодействия врачей с пациентами?

Телемедицина прекрасно существовала и существует без каких-либо специальных разрешений. Пациент звонит своему врачу (который хорошо его знает) и жалуется на изменение в состоянии здоровья. Если врач осознает, что необходимо увеличить или уменьшить дозу принимаемых таблеток, то дает такую рекомендацию. Если врач не знает пациента, в 99% он никогда не возьмется за «лечение по телефону».

Могу назвать не один регион, где ЭКГ регистрируются врачами скорой помощи на дому у пациента и передаются в региональные центры расшифровки, откуда врач или фельдшер скорой помощи получает рекомендации по дальнейшим действиям с пациентом. Плохо в данном случае только то, что рекомендации, как правило, носят устный характер и никак не документируются.

Когда пациент лежит в палате реанимации, облепленный всевозможными датчиками, параметры его жизнедеятельности отображаются на прикроватном мониторе. В то же время эта информация дублируется на центральную станцию, расположенную на сестринском посту, а также в ординаторской у врачей. Пациент — в палате, врач – в ординаторской, мониторинг осуществляется. Телемедицина? В чистом виде! А вот если сработает тревога, и медсестра, и врач моментально окажутся у постели того пациента, который нуждается в их помощи. Вот тут телемедицина пока не поможет.

Есть и еще примеры телемедицины. Уже во многих клиниках рентген-аппараты, КТ и МРТ объединены в сеть. Снимок выполняется в том филиале, в котором стоит прибор и куда пришел пациент. Описание снимка производится врачом-рентгенологом там, где он находится в тот момент. Уже есть и государственные, и частные диагностические сети, в которых данная сетевая модель прекрасно работает. Какая же еще легализация нужна телемедицине?

Какие системы поддержки принятия врачебных решений могли бы повысить качество медицинской помощи во ВЦЭРМ?

Мне бы хотелось, чтобы в стране наконец появился электронный справочник взаимодействия лекарственных средств. Широко используется реестр лекарственных средств, это большое подспорье для врачей! В любой момент можно прочитать о химической формуле препарата, его фармакокинетике и фармакодинамике, узнать про действующее вещество и аналоги, получить сведения о показаниях и противопоказаниях. Но вся информация представлена в виде простого текста, как во вкладыше медикамента. К сожалению, этой неструктурированной информацией нельзя воспользоваться в информационной системе для проверки взаимодействия препаратов при их вводе в электронный лист назначений. Появление такого машиночитаемого справочника существенно повысило бы качество медицинской помощи не только в нашем учреждении, но и во всей стране!

Что бы вы сделали в первую очередь, если бы вам пришлось отвечать за информатизацию всей системы здравоохранения?

В нашем центре пока есть к чему стремиться по части совершенствования внедрения информационных систем в жизнь клиник. Но, консультируя проекты по внедрению медицинских информационных систем в других клиниках, я начинаю с вопроса руководителю: «Зачем вам информатизация? На какие вопросы вы хотите получить ответы?» Только ответив на эти вопросы, можно выстраивать адекватную и эффективную МИС.