интеграция клиника Медицина
Интеграция медицинских данных – одно из необходимых условий для перехода на более высокий уровень здравоохранения

О создании единого информационного пространства в здравоохранении говорят уже много лет, но на практике российские клиники не особо стремятся к интеграции своих внутренних систем с внешними. Несмотря на то что многие медучреждения прямо или опосредованно передают данные в федеральные ресурсы Единой государственной информационной системы здравоохранения, извлечь какую-либо ценную для себя информацию из общенациональной системы клиники не могут. Неудивительно, что при такой «игре в одни ворота» основным «мотивом» интеграции с ЕГИСЗ для медицинских организаций являются требования Минздрава.

«Установка на интеграцию принята регулятором потому, что интеграция медицинской информации является необходимым условием для решения как текущих, так и перспективных задач охраны здоровья», – пояснила Татьяна Зарубина, президент Национальной ассоциации медицинской информатики. Преемственность оказания медицинской помощи конкретному человеку с учетом особенностей его организма и анамнеза в любом медучреждении страны, а также в чрезвычайных ситуациях; возможность иметь свое медицинское «резюме» в зарубежных поездках; проведение хорошо спланированных масштабных клинико-научных исследований, требующих анализа больших массивов медицинских данных, и внедрение результатов этих исследований в практику; стандартизация оказания медицинской помощи; возможность исследований для оптимизации управления здравоохранением по объективным критериям – это лишь неполный, описанный «крупными мазками» перечень задач, которые позволит решить интеграция медицинской информации. «Интеграция медицинских данных – одно из необходимых условий для перехода на более высокий уровень здравоохранения», – подчеркнула Зарубина.

Насколько готовы российские клиники к такому переходу и что может мотивировать их усилия в области интеграции? С точки зрения Виктории Сапрыкиной, главного специалиста Института хирургии им. А. В. Вишневского, пока интеграция обусловлена в основном требованиями регуляторов. «Зачастую такая интеграция выполняется лишь на бумаге, а сотрудники лечебных учреждений вынуждены вручную заполнять дополнительные формы, вместо того чтобы выгружать информацию в различные регистры», – сообщила она.

Современная клиника, по мнению Сапрыкиной, это прежде всего мирововоззрение ее руководителя и его понимание стратегии развития организации, в том числе с целью повышения качества медпомощи и улучшения условий работы специалистов. Клиника не может развиваться в изоляции, для этого нужны профессиональные сообщества, где аккумулируется и обрабатывается информация как для целей науки, статистики и повышения квалификации врачей, так и для расширения возможностей оказания медпомощи. Современные клиники должны стремиться организовывать такие сообщества. «Возможно, когда сменится поколение используемых медицинских информационных систем и появится потребность в достоверной и полной информации о деятельности учреждения, задача интеграции станет намного проще, – считает Сапрыкина. – Будут отработаны бизнес-логика и стандартные технологические решения по обмену данными».

Пока можно говорить лишь о локальном прогрессе в сфере интеграции – в отдельных областях, для отдельных задач. Взаимодействие со страховыми компаниями – одна из тех задач, для решения которых более или менее налажен информационный обмен. Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании ФОРС, уверен, что интеграция – осознанная потребность, которая существует в клиниках. Ведь медучреждения должны поддерживать информационное взаимодействие с большим числом контрагентов, и прежде всего со страховыми компаниями по договорам медицинского страхования и сторонними клиническими лабораториями, где исследования выполняются по договору подряда. Информация от контрагентов должна попадать в информационную систему клиники напрямую, от этого зависят финансовые результаты работы медучреждения. «Поэтому разработка интеграционных интерфейсов для внешних систем сегодня – потребность номер один», – подчеркнул Зезюлинский. По его словам, ранее в каждом регионе существовали свои правила работы по обязательному медицинскому страхованию, и разработчики были вынуждены дорабатывать свои решения под специфические требования, что усложняло и удорожало автоматизацию. Сейчас в регионах предпринимаются попытки унификации правил работы по ОМС, поэтому есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена. Осложняет дело то, что в некоторых страховых компаниях используются системы, в которых интерфейсы интеграции отсутствуют, и обеспечить взаимодействие с ними невозможно.

Чтобы медучреждения не игнорировали поступающие «сверху» требования, эти требования не должны противоречить интересам всех участников процесса – пациентов, клиник, страховых компаний и административных органов, считает Владимир Казинов, гендиректор DiViSy Group. «Все текущие скромные успехи являются результатом осознанной необходимости в отдельных клиниках», – заметил он. Национальные клинические рекомендации, клинические протоколы и стандарты необходимо дополнить системой документирования медицинских манипуляций и дистанционным доступом. Только при этом условии, по его мнению, будет запущена система интеграции. Под документированием здесь подразумевается параллельная синхронная запись всех видов информации, которые используются или создаются в ходе различных медицинских манипуляций с пациентом. В этом случае, проанализировав запись, можно будет объективно оценить качество проведения манипуляции и создать реальные планы по его повышению, а также определить, чему и как необходимо дополнительно обучить медицинский персонал. Сегодня этих данных просто нет. «Как только в клинических протоколах появится документирование и запись медицинских манипуляций – появится и необходимость интеграции, – уверен Казинов. – Появится в клинических протоколах дистанционный доступ – заработают все виды дистанционных технологий консультирования и обучения. Только в этих условиях медицинские и информационные технологии начнут органично взаимодействовать».

Итак, условия для внешней интеграции эксперты называют разные. Число руководителей медицинских организаций, готовых осознанно заниматься интеграцией, невелико, и внутренних стимулов для этого практически не наблюдается. В силу специфики своей деятельности медицинские организации традиционно стремятся к закрытости. Выходит, судьба единого информационного пространства здравоохранения целиком и полностью зависит от адекватности, последовательности и настойчивости Минздрава. Но отраслевое ведомство, как все госструктуры, крайне инерционно.

В настоящее время в министерстве готовится проект приказа, устанавливающий порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки предоставления в них первичных данных о медицинской деятельности. Документ, появление которого должно было бы предшествовать массовому внедрению медицинских информационных систем, сегодня только разрабатывается. Так что быстрого прогресса в области интеграции медицинской информации ждать не стоит.