Во властных структурах надеются, что увеличение сообщества разработчиков будет способствовать более широкому применению системы.

Проект Blue Button администрируется Управлением национального координатора по ИТ для здравоохранения. Система позволяет потребителям получить цифровую копию медицинской карты через организацию, отвечающую за ее хранение и участвующую в проекте.

Ищутся разработчики

К инициативе Blue Button уже подключилось около 500 держателей данных: поставщики медицинских услуг, страховые компании и другие организации. Увеличение числа участников программы в большой степени зависит от сообщества разработчиков, уверен заместитель директора по технологиям правительства США Райан Панчадсарам.

«Разработчикам предоставляется целый ряд ресурсов, — заявил он на сентябрьской конференции по ИТ в здравоохранении. — Нам же от вас нужны лучшие практики и модели, которые позволят обеспечить как можно более свободное течение информации».

Система Blue Button сопровождается руководством по внедрению, инструментарием разработчика и тестовыми комплектами. Но Панчадсарам призывает разработчиков наращивать усилия по созданию интерфейсов программирования для работы с системой. Многообещающей он считает инициативу Fast Healthcare Interoperability Resource (FHIR) и в перспективе — REST-интерфейс, предоставляющий, по его словам, «гранулярный доступ к данным» по пациентам.

«Мы предлагаем разработчикам знакомиться с FHIR и подключаться к сообществу — нам очень нужна ваша помощь», — добавил он.

Инициатива Blue Button стала частью более широкой стратегии властей, задача которой — помочь переходу к здравоохранению, ориентированному на пациента. Первый шаг этой стратегии — дать потребителям больший контроль над информацией об их собственном здоровье.

«Ведь это данные, принадлежащие пациенту, — подчеркивает Тодд Парк, государственный директор по технологиям. — Принцип, положенный в основу инициативы Blue Button, состоит в том, что у пациентов должен быть защищенный доступ к своей собственной информации, чтобы они владели ею. Если наша страна будет следовать этому достаточно простому принципу, думаю, уже одно это станет большим благом для пациентов».

Когда два года назад Blue Button перешла от Департамента по делам ветеранов в ведение Управления национального координатора, скептики сомневались, что инициатива получит широкую поддержку в медицинском сообществе, вспоминает Панчадсарам.

Формирование сообщества разработчиков сопряжено с определенными сложностями, но помимо того, некоторые критики считают, что перенос медицинской информации на открытую платформу может вызвать недопонимание у пациентов, и тогда на плечи поставщиков медицинских услуг ляжет дополнительный груз, связанный с проведением разъяснительной работы.

Blue Button поддерживают пациенты всех возрастов

Однако годичное исследование, в ходе которого опрашивались 10 тыс. пациентов и 100 медиков, показало, что подобные сомнения напрасны: респонденты обеих категорий, похоже, хорошо воспринимают новую технологию.

«Самое важное, что выяснилось в результате опроса, — пациенты, получившие доступ к своим данным, чувствовали, что лучше контролируют свое медицинское обслуживание и лучше понимают свои проблемы со здоровьем. Так что на самом деле все отлично».

Были и опасения, что программа Blue Button заинтересует только молодых, более технически грамотных пациентов. «Чтобы стать по-настоящему действенной, программа должна помогать и пожилым людям», — подчеркнул Панчадсарам.

Но выяснилось, что пожилые пациенты достаточно активно записываются на участие в Blue Button через центральный сайт страховой системы Medicare. Недавно Центр Medicare и Medicaid отчитался в том, что количество зарегистрированных пользователей Blue Button уже превысило миллион.

Карен Десальво, национальный координатор по ИТ для здравоохранения, как и Панчадсарам, выступает за более широкое внедрение программы Blue Button, которая не в последнюю очередь будет способствовать возможности обмена данными в едином формате между разнородными системами, используемыми в здравоохранении.

«Интероперабельность является одним из главных приоритетов Управления национального координатора, — подчеркивает Десальво. — Улучшение интероперабельности направлено прежде всего на то, чтобы сделать информацию о здоровье пациентов легко доступной для них в любое время и где бы они ни находились».